8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Что значит угроза национальной безопасности

Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным национальным интересом. Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.

С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.

Содержание угрозы определяется:

затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;

обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;

местом и временем проявления негативных факторов и условий;

возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.

Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера.

По виду различают:

Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит. т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.

С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.

В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:

представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;

выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);

Сущность, содержание и виды угроз национальной безопасности

В общей теории национальной безопасности первична категория «угроза». Своевременное выявление угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности непосредственно связано с практической деятельностью по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Однако до сих пор не разработана целостная теория угроз и рисков.

Поскольку в отдельные исторические периоды некоторые опасности, угрозы и вызовы могут превалировать над остальными, необходимо: во-первых, четко разграничить угрозы вообще и угрозы национальной безопасности (утрата суверенитета, разрушение нравственных основ общества, подрыв экономики и т.д.); во-вторых, устранить узкий ведомственный подход к общей проблеме обеспечения национальной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности угроза национальной безопасности представлена как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства». Подобное определение мало чем отличается от определения, данного в ранее действовавшей Концепции национальной безопасности, как «явления, которое потенциально существует, а при определенных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, обществу и государству». В них лишь по-разному раскрыты объекты национальной безопасности (личность, общество и государство).

Рассматривая этимологию этой категории, отметим, что С.И. Ожегов определяет «угрозу» как «обещание причинить кому- нибудь вред, зло» [1] . В.И. Даль понимает под угрозой действие или намерения «угрожать, грозить, стращать, наводить опасность либо опасение, держать под страхом, под опаскою, пригораживать» [2] . В словарях русского языка понятие «угроза» трактуется как «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло» [3] , «обещание причинить зло, неприятность» [4] , «намерение нанести физический, материальный или другой вред общественным интересам, а также отдельным лицам или их интересам» [5] . Полагаем, что в общем виде в русском языке под угрозой понимается явление, заключающее в себе намерение причинить кому-нибудь или чему- нибудь тот или иной ущерб, вред. При этом ущерб понимают как «потерю, убыток, урон» [6] , а вред как «ущерб, порчу» [7] .

В отечественной литературе часто «угроза» отождествляется с «опасностью», так как довольно сложно строго разграничить параметры каждого из этих понятий. Так, С.И. Ожегов определяет угрозу через опасность, а опасность через угрозу («угроза есть возможная опасность» [8] , «опасность есть возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья» [9] ). Поэтому возникают такие двойственные формулировки, как «угрожающая опасность», «опасная угроза». Например, «опасность в чрезвычайной ситуации — состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации» [10] . Такие варианты терминологии вносят дополнительные сложности в понятийный аппарат теории национальной безопасности.

Следует различать опасности реально потенциальные и реально вступившие в противоречивые, враждебные отношения с объектом; с точки зрения уровня способности субъекта к разрушительному действию, к нанесению ущерба, а также в зависимости от его размеров.

Важно различать уровни возможного ущерба и выделять малую опасность (способность нанести несущественный ущерб), среднюю опасность (способную нанести существенный ущерб), высокую опасность (способную нанести неприемлемый ущерб, нарушающий нормальное существование и развитие объекта). Разные виды угроз можно выражать категориями: малоопасная угроза, опасная угроза, особо опасная угроза, самая опасная угроза, т.е. понятие «NN — опасность угрозы» имеет право на применение в науке и на практике.

Достигшие такого уровня противоречий между субъектом и объектом опасности, когда в них одновременно и устойчиво проявляется сочетание достаточно высокого (выше среднего) уровня напряженности (враждебности), уровня разрушительной способности к нанесению вреда, ущерба и уровня готовности, созревания, проявления «желания» субъекта опасности нанести ущерб объекту, опасность приобретает то качественное состояние, которое принято в науке называть угрозой безопасности. Угроза — это высший уровень опасности, исходящий от явления (предмета), в которой тем или иным способом выражается не только явное намерение, но и способность и готовность к непосредственному нанесению ущерба (вреда) объекту [11] .

Правоохранительные органы, прокуратура, органы административной юрисдикции имеют значительный арсенал средств реагирования на относительно незначительное (административное) правонарушение, что позволяет устранить угрозу наступления более тяжких последствий (преступлений), например, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Выделяются основные этапы развития угроз: формирование угроз, реализация угроз (т.е. реальное нанесение ущерба объекту безопасности носителем угроз); развитие последствий нанесения ущерба [12] . Угроза как единство враждебности, способности и готовности (намерения) субъекта опасности причинить ущерб объекту носит неоднозначный характер. Здесь также по-разному проявляется уровень «зрелости» интегрирования данных аспектов, на основе чего можно выделять состояния (уровни) угрозы (малый, средний, высокий). В Большом энциклопедическом словаре при раскрытии понятия «угрозы» их высшие уровни определяются как «наиболее опасные виды угроз» [13] .

На практике перерастание опасностей в угрозы всегда имеет возможность обратного перехода угроз в опасности. При накоплении соответствующего комплекса изменений (снижение уровня риска, утрата субъектом уровня способности нанести ущерб, достижение между сторонами определенного компромисса и др.) явная угроза может обратно трансформироваться в опасность. Возвратный процесс не разрешает проблемы угрозы, а лишь откладывает ее решение на будущее, к чему должны быть готовы обе стороны противоречий.

Следует также иметь в виду, что внутренние угрозы во многом способствуют порождению внешних угроз национальной безопасности, так как подрывают, ослабляют государство и провоцируют внешние агрессивные силы, находящиеся в стадии потенциальной опасности. Кроме того, внешние угрозы способны возбудить, катализировать внутренние опасности, способствовать их превращению в угрозы. Так, например, исламский фундаментализм, ваххабизм стали внутренней угрозой России благодаря активной поддержке со стороны исламского фундаментализма других стран.

Выделяются явления в соответствии с величиной ущерба, приносимого этим явлением. Они должна быть такой, чтобы существенно затрагивались национальные интересы. Незначительный ущерб какому-либо человеку [14] может быть признан несущественным перед нацией в целом (в таком случае защитой должны заниматься конкретные правоохранительные органы). Определены факторы, приносящие ущерб по степени возрастания возможности его нанесения. Это: риск — вызов — опасность — угроза.

Это интересно:  Кто должен подписывать акт сверки взаиморасчетов

Риск является количественной мерой уровня опасности. Риск — это возможность (вероятность) возникновения неблагоприятных или нежелательных последствий деятельности субъекта безопасности. «Риск — это всегда некая вероятность, что то или иное действие субъекта или бездействие под влиянием комплекса новых условий может приобрести новое состояние» [15] .

Под риском нами понимается существование или возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки противодействия реализации национальных ценностей, интересов и целей. «Оценка риска — это анализ происхождения (возникновения) и масштабов риска в конкретной ситуации; управление риском — анализ рисковой ситуации и разработка решения в уменьшении риска» [16] .

Вызов — конкретное противодействие осуществлению этих ценностей, интересов и целей в различных формах [17] .

Опасность — это вполне осознаваемая, но не фатальная возможность нанесения вреда, ущерба имущественного (материальный), морального (духовный) или физического личности, обществу, государству [18] .

Следует сказать, что научное определение совокупности категорий «вызов», «риск», «опасность», «угроза», «страх» в фундаментальных российских словарях по социологии, философии, политологии, изданных в 1990-е—2000-е гг., отсутствует [19] . Новые виды вызовов без разъяснения их сущности перечислены в представленных Министерством обороны РФ в 2003 г. «Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации»: распространение оружия массового поражения и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность.

Важным моментом в определении уровня и характера угрозы является ее восприятие — именно оно представляет в первую очередь содержание форм и способов реагирования. В сборнике «Национальная безопасность США: реалии для анализа» вполне справедливо по этому поводу говорится: «Степень точности, с которой мы можем определить уровень угрозы, в свою очередь определяет, насколько точно восприятие отражает реальность, а также оптимальность реакции» [20] .

Раскрытие содержания и значимости угроз национальной безопасности предполагает необходимость изучения источников угроз. Источником любого движения, развития является противоречие в различных сферах жизни, причем в каждой из сфер любое противоречие имеет внутренний и внешний характер. Кроме того, противоречия не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим, так как они меняют свое содержание и направленность развития под воздействием внутренних и внешних факторов.

Можно выделить две группы источников угроз [21] . Первую представляют различного рода природные процессы, которые не зависят от деятельности людей, а также явления, которые возникают в результате неоптимального воздействия людей на природу, использование технических средств и технологий и т.д. Вторая группа источников включает в себя собственно проявления социальной жизни: различные внутренние и внешние социальные противоречия в разных областях общественной жизни и порождаемые ими социальные явления и процессы [22] ; деятельность субъектов общественных отношений, вызывающая внутренние и внешние противоречия. Определенное распространение имеет отождествление источников угроз с различными субъектами общественных отношений — государственными органами, должностными лицами, политическими и общественными организациями, отдельными физическими лицами [23] .

Например, в ходе социологического опроса, проведенного с целью конкретизации субъектов рисков и опасностей, респондентам был задан вопрос: «Кого вы чаще всего вините за трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться нашему обществу и государству?» [24] . Распределение ответов респондентов следующее: чиновников-бюрократов обвиняют 54% опрошенных; нынешнюю власть — 49%; уголовный мир, криминалитет — 47%; олигархов — 40%; демократов — 18%; США и НАТО — 17%; советскую власть — 16%; коммунистов — 14%; религиозных экстремистов — 13%; народ — 10%; журналистов — 8%; либералов — 7%; молодежь — 5%; национал-патриотов — 4%; атеистов — 3%; людей старшего поколения — 3%. Как видим, отмечается высокое единство взглядов респондентов относительно определенных субъектов угроз национальной безопасности России (нынешняя власть, криминальный мир, олигархи). Существуют другие основания классификации источников угроз (внешние и внутренние по территориальной сфере их нахождения).

Угроза всегда носит предметный характер. Она конкретна, наполнена определенным содержанием и при четко выраженном опасном состоянии такого содержания приобретает конкретную правовую характеристику. Эта характеристика зафиксирована в законодательстве (например, в Уголовном кодексе РФ). Именно такой подход к изучению процессов зарождения и затухания противоречий позволяет законодателю своевременно вносить изменения в нормативные правовые акты в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами.

Отличительной чертой между опасностью и угрозой является направленность их воздействия. Опасность зачастую имеет безадресный характер, так как субъект и объект выражены не явно, а угроза будет реальным явлением только тогда, когда она исходит от конкретного источника и имеет адресную направленность. Если нет источника угроз, значит, она мнимая, не реальная.

К понятию угрозы следует подходить с точки развития объективного мира, выделяя из множества факторов развития только те, которые представляют опасность интересам [25] . Тогда угроза национальной безопасности — это любой внутренний или внешний фактор, оказывающий негативное воздействие на процесс развития и требующий для повышения уровня социального развития снижение своих количественных характеристик. Такой подход позволяет отделить реальные угрозы от мнимых. Так, по определению не могут быть угрозами факторы, отражающие интересы благосостояния, даже если значения их показателей снижаются (сокращение доходов, уменьшение коэффициента рождаемости и т.п.). Уменьшение значений этих показателей является только результатом действия других, подлинных угроз безопасности. Авторами предлагается рассматривать угрозу национальной безопасности как условия, процессы и факторы, препятствующие реализации национальных интересов и создающие опасность для объектов национальной безопасности.

В настоящее время появился новый термин «факторы неопределенности», под которыми понимаются такие явления, процессы, состояния, неопределенность вектора существенных изменений которых «исключает возможность формирования однозначного прогноза их развития» и которые способны при реальном проявлении существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе, создав прямую угрозу безопасности страны» [26] . К наиболее значимым факторам неопределенности относят: развитие внутренней ситуации в странах СНГ и мира; ситуацию в приграничных с СНГ регионах; возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Однако вновь вводимые термины, на наш взгляд, не решают проблемы раскрытия основных понятий, а лишь вносят дополнительные разногласия в их трактовку.

Угроза представляет собой совокупность двух компонент: как субъективных намерений, так и объективных возможностей причинить тот или иной ущерб. Это позволяет выделить еще одно существенное различие между опасностью и угрозой. Угроза должна заключать в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности, а опасность ограничивается наличием одной из этих компонент (либо намерения, либо возможность).

Одним из научных подходов к анализу угроз является установление «шкалы приоритетов безопасности» с учетом ранжирования угроз по их характеру и степени опасности [27] . На наш взгляд, к наиболее значимым критериям классификации угроз национальной безопасности следует отнести: место нахождения источника опасности (внешние и внутренние); степень сформированности угрозы (потенциальные и реальные); характер угрозы; сферы жизнедеятельности; уровень субъективных оценок угроз [28] . Воздействие многих угроз носит трансграничный характер (например, организованная преступность, терроризм и др.).

В обеспечении национальной безопасности имеет значение адекватность восприятия угроз, поскольку зачастую реальное положение не совпадает с отражением человеком этого явления. Причем искажения в восприятии развивающегося опасного процесса, ведущего к возникновению угрозы, могут быть значительные. Так, «многовековая история цивилизации убедительно свидетельствует о том, что неадекватное (искаженное, не соответствующее реалиям времени) восприятие угроз национальной безопасности государствами и военными деятелями часто являлось основной причиной войн, голода, нищеты, огромного ущерба от стихийных бедствий и других тяжелых испытаний» [29] . В соответствии с адекватностью восприятия угрозы человеком они могут быть объективными и субъективными [30] . В свою очередь, субъективные угрозы делятся на: неадекватно воспринятые угрозы с превышением действительного негативного потенциала, в том числе ложная (мнимая) угроза — ситуация, в которой угроза воспринимается, но не существует; неадекватно воспринятые угрозы с преуменьшением действительного негативного потенциала, в том числе неосознанная угроза — ситуация, в которой угроза не воспринимается, она реально существует, но не осознана.

К причинам формирования субъективного представления человека о возможности нанесения вреда можно отнести не только невежество, заблуждения, невнимание и т.п., но и результат сознательной целенаправленной деятельности других лиц. Причинами неадекватного восприятия угроз служат: отсутствие необходимой достоверной информации об обстановке и навыков в прогнозировании и оценке событий, слабая профессиональная подготовленность должностных лиц правоохранительных органов, органов государственной власти, добросовестное заблуждение либо целенаправленное воздействие заинтересованных в принятии заведомо неверного решения. Поэтому практически основной зашитой от ошибок в вопросах адекватной оценки опасных процессов и угроз служат достаточный уровень образования, наличие объективной информации. Особое значение имеет формирование правосознания молодежи, которая, в отличие от людей старшего поколения, еще не имеет достаточного жизненного опыта, она трудно адаптируется даже к нормальным условиям, а в условиях деградации социальных институтов, призванных содействовать социализации личности, — тем более.

Теоретический и практический интерес рассмотрения в качестве основы классификации угроз представляют носители угроз (государства, партии, общественные объединения, отдельные неформальные группы и т.д.), сила проявления и возможный ущерб [33] даже со стороны самого государства (системные угрозы, обусловленные несовершенством основ государственного устройства; структурные угрозы, обусловленные несовершенством структурной организации государственных органов [34] , и др.).

Это интересно:  Рабочий календарь 2017г при пятидневной рабочей неделе

Существующие в настоящее время методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспечения национальной безопасности в основном направлены на решение задач борьбы с угрозами в режиме устранения их последствий. Вместе с тем, как правило, возникающая опасность не бывает непредвиденной, а в большинстве случаев перед возникновением опасности происходят некоторые процессы или явления, которые служат предзнаменованием этих опасностей [35] . Поэтому основные задачи обеспечения национальной безопасности таковы: своевременное обнаружение признаков опасностей; их всесторонний анализ; составление прогноза о развитии опасностей и перерастания их в угрозы. Общим подходом к решению задачи является разработка совокупности показателей и индикаторов, позволяющая с достаточной степенью точности оценить уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Актуально унифицирование оснований их классификации на основе Федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации».

Угрозы безопасности Российской Федерации

Внутренние угрозы

К ним Иванов относит, в первую очередь:

* попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

* создание, оснащение, подготовку и функционирование незаконных вооруженных формирований;

* незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

* широкомасштабную деятельность организованной преступности, угрожающую политической стабильности в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации;

* деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений.

Из приведенного перечня можно вывести характерные признаки внутренних угроз безопасности. Первое, что бросается в глаза — это четкая локализация угрозы в пределах одного государства или одного из его регионов. В обозначенных рамках находятся как представляющий собой угрозу субъект (преступная группировка, незаконное вооруженное формирование), так и источники финансирования деятельности субъекта. При этом деятельность, связанная с возникновением, подготовкой и осуществлением угрозы, также не выходит за пределы государства. Еще одним важным признаком внутренних угроз можно считать то, что они не являются угрозами как таковыми для какого-либо иного государства, помимо того, в котором они возникли. Если же угроза (например, организованная преступность) перерастает масштабы одной страны и угрожает политической стабильности других государств, то она, хотя и возникла на территории рассматриваемого государства, уже перестает быть исключительно внутренней, стоит ей пересечь хоть одну границу.

Внешние угрозы национальной безопасности: понятие, содержание и проявление в различных сферах жизни общества

На Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и является причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества. Взятки, подкупы и пожертвования на политические кампании являются основными способами, путем которых преступные организации стремятся достигнуть политического влияния и защиты от судебного преследования.

В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее:

Хотя в приведенных выше цитатах дается точная характеристика национальной безопасности, угрозам, исходящих от преступных организаций, однако представляет целесообразным более подробно рассмотреть различные сферы жизни общества, в которых эта угроза проявляется:

1. Угроза личности:

На уровне отдельных лиц безопасность может пониматься как обеспечение относительно безопасных условий, в которых отдельные физические и юридические лица могут заниматься своей повседневной деятельностью, не опасаясь насилия или запугивания. Они должны иметь возможность осуществлять свое право на жизнь и распоряжение имуществом, не опасаясь насильственных действий со стороны других лиц.

Совершенно очевидно, что права человека, для миллионов людей постоянно нарушаются в результате прямой или косвенной организованной преступной деятельности. Принуждение женщин или подростков заниматься проституцией или превращение их фактически в рабов вдали от своих стран; почти рабское положение лиц, попавших в руки ростовщиков; уничтожение предприятий, мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты»; боязнь простых граждан выйти вечером на улицы, потому что они небезопасны из-за наркоманов, которые нуждаются в деньгах для приобретения наркотиков; сами наркоманы, жизнь которых в результате этого укорочена и превратилась в ад, перечень этот можно продолжать без конца Кузнецова, Н.Ф. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. // Н.Ф. Кузнецова. _ М., _ 2005 г..

2. Угроза обществу:

Уже сам факт создания и расширения деятельности многих преступных организаций, независимо от их специализации, создает самую серьезную угрозу обществу. Организованная преступность подрывает основополагающие ценности как правового, так и политического характера, которые служат цементирующей основой общества. С помощью коррупции или запугивания представителей законных властей организованная преступность подрывает основополагающие институты, лишая их действенности не только в силу утраты ими эффективности, но и в долгосрочной перспективе за счет дискредитации тех ценностей, на которых основана их деятельность.

3. Угроза демократическим ценностям и общественным институтам:

Преступные организации не всегда вступают в прямую конфронтацию с государством. Один из альтернативных путей состоит в проникновении в органы государственной власти и в коррумпировании их с целью нейтрализации правоохранительных мер. Общая цель — создание такого положения, при котором правительство займет попустительские позиции и не будет принимать серьезных мер в отношении такой организации или для пресечения ее деятельности.

Один из путей достижения этой цели состоит в заключении молчаливого соглашения об ограничении насилия, покуда правительство не вмешивается в функционирование экономических предприятий данной группировки. Другим путем является коррупция лиц, имеющих полномочия или власть для принятия мер в отношении преступной организации, с тем чтобы они оставались в бездействии, получая за это вознаграждение от этой организации. Наихудшим является положение, при котором правительственные чиновники и преступная организация устанавливают симбиотические связи или вступают в сговор. В этих условиях роль правительства практически сводится к укрывательству преступной деятельности, причем в то же время оно становится заложником преступной организации. Ромашев, Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью // Ю.С. Ромашев. _ М. _ 2006 г.

4. Угроза суверенитету:

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. Хотя совершенно ясно, что в век высоких технологий и глобальных торговых и финансовых систем национальные границы стали более прозрачными чем когда-либо, государства по-прежнему пытаются регулировать проходящие через их границы потоки. Это регулирование представляет собой основополагающий атрибут суверенитета. Вместе с тем это регулирование неприемлемо для преступных организаций. Более того, подобные организации бросают прямой вызов государственному суверенитету и безопасности, т.е. тем атрибутам государственности, которые испокон веков считаются незыблемыми. Такие организации стремятся сделать национальные границы прозрачными, с тем чтобы иметь практическую возможность проникать на территории, номинально находящиеся под контролем государств. Государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального (в отличие от символического) значения.

Концепция суверенитета сохраняет свою действенность в качестве основы функционирования международного сообщества государств, однако она уже не отражает реального положения вещей в области контроля над территориальным наполнением государства. Хотя основная цель трансграничной организованной преступности заключается в извлечении дохода, неизбежным побочным продуктом такой деятельности, который в силу этого обычно носит скрытый — а иногда и явный характер, является вызов, бросаемый государственной власти и суверенитету. Эта угроза проявляется скорее не прямо, а скрытно. Она не носит характера угрозы для военной мощи государства, однако бросает вызов его прерогативам, представляющим собой неотъемлемую часть государственности.

5. Угроза национальной экономике:

В отличие от террористических групп преступные организации преследуют в первую очередь экономические, а не политические.

В докладе Генерального секретаря ООН отмечено, что многомиллионные доходы, полученные в результате организованной преступной деятельности, все шире вкладываются посредством глубоко разработанной системы отмывания денег в законные предприятия. Это проникновение преследует несколько целей, наиболее очевидной из которых является стремление отмыть незаконно приобретенные деньги. Огромные доходы, полученные в результате организованной преступной деятельности в последние десятилетия, сделали такое проникновение чуть ли не обязательным.

Утверждается, что лишь малая часть полученных незаконными средствами доходов используется для продолжения преступной деятельности, в то время как большая часть, направляемая частично через не подпадающие под национальное регулирование финансовые центры, поступает в иностранные холдинговые компании и поглощается международными потоками капиталов.

Помимо вышеуказанных целей проникновение незаконно полученных средств в законную экономику преследует цель уменьшить риск обнаружения получения этих средств и облегчить проведение операций, особенно тех, которые осуществляются в других странах, путем предоставления в распоряжение организованных преступных группировок созданных каналов транспортировки и распределения.

Вложение незаконно полученных средств в законную экономику обеспечивает также возможность легализации незаконно полученных средств путем вывода их из опасного круга инвестирования, продажи товаров, отмывания и последующего инвестирования, в ходе которого они могут быть потеряны в результате наложения ареста на доходы или конфискации товаров полицией.

Это интересно:  Условия возмещения ндс из бюджета

Как мы видим, деятельность преступных организаций оказывает пагубное воздействие на национальную экономику и во многом тормозит её развитие. В настоящее время, в связи со всемирным экономическим кризисом, это явление приобрело более выразительный характер Гуров, А.И. Организованная преступность — не миф, а реальность // А.И. Гуров. _ М., _ 1990. .

Угроза национальной безопасности — это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тихоокеанский государственный университет

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время под угрозой национальной безопасности Российской Федерации понимается совокупность множества всевозможных условий и факторов, создающих реальную или потенциальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В свою же очередь, под жизненно важными интересами российские законодатели понимают совокупность различных потребностей, своевременное удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года[1] угроза национальной безопасности определяется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Существует множество различных оснований для научной классификации угроз национальной безопасности Российской Федерации. Ряд авторов, в том числе и А. А. Прохожев[2], выделяют несколько классификаций угроз национальной безопасности:

1. По государственной принадлежности источника опасности, формирующего угрозу: внешние – опасность исходит от иностранного государства или его граждан и / или лиц без гражданства, находящихся на территории иностранного государства (например, незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации незаконным вооруженным формированием); внутренние – опасность исходит со стороны Российской Федерации или ее граждан и / или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (например, вооруженный мятеж);

Данная классификация имеет практическое значение, хотя в современном мире воздействие многих угроз имеет трансграничный характер (например, такая угроза общественной безопасности как одному из наиболее важных компонентов национальной безопасности, как терроризм, в наше время приобрела международный характер. Появились целые международные террористические сообщества и группы, руководимые общим центром, который может находиться в иностранном государстве, а организованные им террористические группы находятся на территории Российской Федерации). В связи с этим возникает необходимость дополнительно классифицировать угрозы национальной безопасности по другим критериям.

2. По степени сформированности: потенциальные – представляют собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможность нанесения вреда (потенциальная возможность внедрения сотрудника иностранной разведки на стратегическое предприятие Российской Федерации); реальные — представляет собой окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий (например, организованная преступная группировка).

Данная классификация позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы, а при появлении реальной угрозы перед государственными органами, обеспечивающими национальную безопасность Российской Федерации, возникает задача снизить остроту данной угрозы и перевести ее в разряд потенциальных.

3. В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой: природные – сейсмические (например, землетрясения, извержения вулканов), угроза наводнения (например, затопление городов, сельскохозяйственных угодий), угроза пожаров (например, лесные, степные пожары), угроза других стихийных бедствий (например, цунами, снегопады, сели, оползни и т.д.); антропогенные – экологические (например, загрязнение вод, почв, атмосферного воздуха), техногенные (например, авария на АЭС); социальные – военные (например, локальные вооруженные конфликты), информационные (например, разглашение государственной тайны), политические (например, несанкционированный митинг).

Данная классификация позволяет целенаправленно выявлять наиболее серьезные, первоочередные угрозы, своевременное предотвращение и профилактика которых позволит в будущем значительно повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом, а также отдельных ее компонентов.

4. По сферам и областям человеческой деятельности: в экономической сфере (например, экономический кризис), в оборонной сфере (например, иностранное военное вторжение), в социальной сфере (например, повышение числа безработных граждан), в политической сфере (например, межэтнические и межрасовые конфликты), в информационной сфере (например, утрата документов, составляющих государственную тайну), в международной сфере (например, разрыв дипломатических отношений между странами).

Данная классификация угроз имеет ключевое значение при организации системы органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и распределении между ними функций и задач. Так же, классификацию угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

5. По степени субъективного восприятия: завышенные – объективно существующие угрозы с завышенным уровнем реальной опасности (например, реально существующая организованная преступная группировка насчитывает пять активных членов, но по оперативным данным ошибочно было передано, что число ее членов составляет пятнадцать человек), заниженные — объективно существующие угрозы с заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности (например, подросток самостоятельно распространял в сети Интернет печатные материалы экстремистского содержания. При этом у правоохранительных органов не имелось никаких сведений о его членстве в организованном экстремистском сообществе. По окончанию судебного разбирательства его осудили по статье 282 УК РФ, а его членство в экстремистском сообществе так и осталось для правоохранительных органов неизвестным. Так же остался неизвестным и сам факт существования и деятельности данного сообщества); мнимые – ложные, надуманные, искусственно сформированные угрозы при отсутствии достаточно реального основания для этого (например, в сети Интернет была зарегистрирована группа, которая провозгласила целью своей деятельности свержение действующего политического режима. В действительности же члены данной группы не располагали никакими средствами для осуществления поставленной цели); адекватные – угрозы, отражающие реальные случаи, когда реальные параметры угроз с максимальной точностью совпадают с их субъективным восприятием (например, двумя лицами была создана экстремистская организация для пропаганды идей радикального ислама. По окончанию судебного разбирательства оба были осуждены по статье 282 УК РФ[3]); неадекватные – угрозы, отражающие случаи, когда реальные параметры угрозы не совпадают или совпадают минимально с их субъективным восприятием (например, у органов, обеспечивающих безопасность, имелись разведывательные данные, что иностранное государство готовится к вооруженному вторжению в Российскую Федерацию с целью оккупации ее территории. Правительством Российской Федерации не были предприняты никакие меры для его предотвращения, в результате чего была захвачена часть территории Российской Федерации и пострадали важнейшие стратегические объекты и объекты системы жизнеобеспечения граждан).

Данная классификация имеет определяющее значение при организации деятельности органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма и уже в силу этого является искаженным отражением объективной действительности. На практике бывают случаи, когда искажения в восприятии угрозы достигают весьма значительных масштабов. Так же бывают случаи, когда угроза реально существует или находится в стадии формирования, а органы, обеспечивающие национальную безопасность, не знают об этом, вследствие чего не могут осознавать всей серьезности надвигающейся опасности. Из всего вышеперечисленного следует, что для практического применения данная классификация имеет огромное значение.

6. По отношению к человеческой деятельности: объективные – угрозы, формирующиеся независимо от целенаправленной деятельности человека (например, наводнение); субъективные – угрозы создающиеся сознательно (например, организованная преступность).[4]

7. По объектам национальной безопасности: угрозы личности (например, убийство сотрудника правоохранительных органов при осуществлении им служебных обязанностей); угрозы обществу (например, угроза терроризма); угрозы государству (например, шпионаж).

Данная классификация имеет практическое значение при организации деятельности органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации (например, одной из целей создания Федеральной Службы Охраны Российской Федерации является обеспечение безопасности отдельных личностей: Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и т.д.).

Все вышеперечисленные виды угроз оказывают значительное влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации.

[1] Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

[2] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 320 с.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06ю1996 г. № 63-ФЗ // СЗ от 17.06.1996, N 25, ст. 2954

[4] Военная политика Российской Федерации в условиях глобализации: учебное пособие / В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин; под общ. ред. С. В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 164 с.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, studbooks.net, www.konspekt.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector