Кому подчиняется генеральный прокурор рф

Понятие, система и структура органов прокуратуры

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

  • главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  • следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
  • следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе, по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также другие управления и отделы.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров- криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждено Приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации научно-консультативного совета».

В структуре Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании информационно- аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в Федеральном округе» в Российской Федерации были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры. На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

  1. координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  2. надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  3. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
  4. надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно- розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;
  5. расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении своих функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ сформированы управления и отделы. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранительную прокуратуру возложены следующие полномочия:

  • надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
  • уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно- территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

к содержанию ↑

Следственный комитет при прокуратуре РФ

Следственный комитет при прокуратуре РФ является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

к содержанию ↑

Кадры органов прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры – один из видов федеральной государственной службы. Прокурорами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним следственных отделов Следственного комитета при военных и специализированных прокуратурах в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре РФ запрещает прокурорским работникам:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • состоять членом управлениякоммерческой организации;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

к содержанию ↑

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

к содержанию ↑

Задачи и функции органов прокуратуры

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

  • верховенства закона;
  • единства и укрепления законности;
  • защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
  5. надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

  • уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
  • рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
  • координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
  • участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
  • издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
к содержанию ↑

Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Поскольку прокуратура РФ создается и действует централизованно, на территории страны все органы прокуратуры объединены в общую систему с ее подчинением Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

В непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ находятся первый заместитель и заместители.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений). К ним относятся:

  • — главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • — управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • — главное управление по надзору за следствием;
  • — управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • — управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • — управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • — главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • — управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • — управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • — главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Также в составе центрального аппарата созданы и функционируют управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры РФ также имеются структурные подразделения или отдельные работники, которые отвечают за основные направления деятельности прокуратуры (за исключением международного сотрудничества, поскольку оно осуществляется только через центральный аппарат).

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляет всю систему органов прокуратуры РФ. При этом органы прокуратуры подразделяются на две большие ветви: территориальные органы прокуратуры и специализированные органы прокуратуры.

К территориальным относятся органы прокуратуры, которые созданы в соответствии с административно-территориальным делением России. В каждом субъекте РФ имеется прокуратура соответствующего субъекта РФ. Причем независимо от наименования субъекта (область или республика в составе России) в наименовании прокуратуры слово генеральная» не появляется. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ.

Следующий уровень территориальных органов прокуратуры — районные, межрайонные, городские. Районные прокуратуры создаются в районах городов (при наличии районного разделения), а также в сельских или пригородных районах. Если субъект РФ имеет деление с учетом национальной специфики, то в названии прокуратуры указывается это наименование (например, прокуратура улуса), а также в дополнение к нему то, что эта прокуратура является районной.

Межрайонные прокуратуры на правах районных могут быть созданы в следующих случаях. Во-первых, когда районы являются относительно немноголюдными, в них отсутствуют крупные предприятия и т.п., что позволяет объединить прокуратуру и распространить ее полномочия на несколько таких территориальных образований. И, во-вторых, в крупных городах (например, Москва, Санкт-Петербург), когда районы в городе расположены компактно, и выделение для каждого района здания прокуратуры, а также создание иной инфраструктуры признано нецелесообразным.

Городские прокуратуры на правах районных создаются в городах со средним числом населения, когда город не разделен на районы, но отделен от района, на территории которого он находится. Также данные прокуратуры основываются в городах областного (республиканского) подчинения.

Специализированные прокуратуры создаются при необходимости осуществления надзора за некоторыми видами деятельности или па определенных территориях, на которые полномочия обычных органов прокуратуры не распространяются.

Наиболее многочисленными из числа специализированных прокуратур являются военные прокуратуры, которые создаются в соответствии с системой Вооруженных Сил РФ.

Возглавляет подсистему данных прокуратур Главная военная прокуратура, которая является подразделением Генпрокуратуры РФ, а Главный военный прокурор одновременно исполняет должность одного из заместителей Генерального прокурора РФ.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления (отделы и в составе управлений), канцелярия и приемная.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.

На нижестоящем уровне сформированы и действуют военные прокуратуры военных округов (Западного, Центрального, Юго-Восточного, Восточного), а также приравненные к ним военные прокуратуры флотов (Балтийского, Тихоокеанского, Северного), военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Основное звено военных прокуратур составляют военные прокуратуры военных гарнизонов, которые создаются и действуют в местах компактного нахождения воинских частей или иных воинских формирований.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Прокуроры и иные должностные лица военных прокуратур осуществляют надзор за исполнением законов, поддерживают в военных судах обвинения по преступлениям, совершенным военнослужащими или лицами, призванными на военные сборы, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В местностях, в которых в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, осуществление всех функций прокуратуры Генеральным прокурором РФ может быть возложено на органы военной прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах создаются для обеспечения режима законности на атомных электростанциях, в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в закрытых административно-территориальных образованиях при условии соблюдения режима секретности. Такие прокуратуры действуют на правах районных прокуратур (первичный уровень) и прокуратур субъектов РФ (вышестоящий уровень). Их подсистема замыкается непосредственно на Генпрокуратуру РФ.

Прокуроры и иные должностные лица данных прокуратур осуществляют надзор за соблюдением законов на территориях особо режимных объектов, а также поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на территории данных объектов.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях созданы на правах межрайонных прокуратур в тех местностях, в которых компактно расположены исправительные колонии и иные учреждения по исполнению уголовных наказаний. Такие прокуратуры находятся в подчинении прокуратур тех субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Прокуроры и иные работники прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории данных учреждений.

Транспортные прокуратуры создаются на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с целью обеспечения режима законности при осуществлении перевозок. Прокуратуры формируются на нравах прокуратур субъектов РФ (например, прокуратура Московской железной дороги), которым подчиняются прокуратуры на правах межрайонных.

Прокуроры данных прокуратур и иные должностные лица по поручению прокурора поддерживают в суде государственное обвинение, если для судебного разбирательства было направлено уголовное дело о преступлении, совершенном на транспорте.

Природоохранные прокуратуры создаются в местностях, в которых соблюдение законодательства об охране природы приобретает особую актуальность, например при наличии заповедников, значительных водных бассейнов. Природоохранные прокуратуры, как правило, учреждаются на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ, на территории которых они находятся. Исключение составляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая образована для надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории бассейна реки Волги, действует на правах прокуратуры субъекта РФ и подчиняется непосредственно Генпрокуратуре РФ.

Помимо надзора за соблюдением законодательства об охране природы, прокуроры и но их поручению иные должностные лица природоохранных прокуратур поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам об экологических преступлениях, совершенных на территории действия соответствующей прокуратуры.

В систему органов прокуратуры в качестве органа центрального подчинения входит Академия Генеральной прокуратуры РФ (ее структурными подразделениями являются Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты).

Печатным изданием прокуратуры РФ является журнал «Законность».

к содержанию ↑

ПРОКУРАТУРА РФ

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи­зованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).

Организация и деятельность прокуратуры регулируется Федераль­ным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Назначением про­куратуры является осуществление от имени Российской Федерации над­зора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраня­емых законом интересов общества и государства, прокуратура Российс­кой Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также ко­ординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следую­щие принципы:

1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.

2. Принцип единства.

а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;

б) в единстве принципов организации и деятельности;

в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в един­стве полномочий каждого прокурора;

г) во взаимозаменяемости прокуроров.

3. Принцип централизации. Централизация выражается:

а) в строго централизованном порядке назначения работников про­куратуры и в освобождении их от должности;

б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе — Генеральному прокурору РФ;

в) в строго централизованном построении всех органов прокурату­ры в пределах РФ;

г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокуро­ра нижестоящего.

4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компе­тенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещатель­ными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших раз­ногласиях вышестоящего прокурора.

5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов влас­ти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим орга­нам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе — Генеральному прокурору РФ.

Воздействие в какой бы то ни было форме органов государствен­ной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также дол­жностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установлен­ную законом ответственность.

В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и спе­циализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам отно­сятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.

К специализированным прокуратурам относятся:

1) военные прокуратуры — осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Воен­ные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ;

2) транспортные прокуратуры — бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транс­портным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные про­куроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;

3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель­ных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учрежде­ний. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, респуб­лики в составе РФ;

4) природоохранные прокуратуры — осуществляют надзор за ис­полнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природо­охранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному про­курору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образова­ны и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.

Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным про­курором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации — по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

к содержанию ↑

ПРОКУРАТУРА ДОЛЖНА СТАТЬ ОРГАНОМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ

ОРГАНОМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ
П. КУЛАГИН
П. Кулагин, помощник прокурора Аркадакского района Саратовской области.
В последнее время необходимость реформирования органов прокуратуры очень активно обсуждается общественностью, находит свое понимание и в среде прокурорских работников.
В статье А. Мыцыкова говорится, что «сейчас прокуратура во многих сферах не в силах добиться заметных изменений в обеспечении требований законов, но нередко вынуждена отвечать за нерешенные обществом и государством проблемы укрепления правопорядка». В обществе возникло недовольство работой органов прокуратуры и, следовательно, государства в целом.
Чтобы этого не происходило, считаю необходимым реформировать органы прокуратуры таким образом, чтобы без потери основных функций по надзору за точным и единообразным исполнением законов изменились место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.
В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
К какой из этих властей относится прокуратура? Ответ на этот вопрос до сих пор остается открытым и не нашел своего однозначного решения.
Считаю, что органы прокуратуры должны занять свое место «под крылом президента», стать органом президентской власти.
Единственное предназначение органов прокуратуры — надзор за точным и единообразным исполнением законов. Функции прокуратуры в этом плане очень близки функциям президента. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Президент РФ является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президенту страны реализовывать свои права.
В Конституции (ст. 129) сказано лишь, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. При этом не предусматривается, кому подчиняется Генеральный прокурор. Все это может регулироваться федеральным законом, для чего не требуется изменения Конституции.
Близость к президенту будет оправдана и исторически, поскольку прокуратура и создавалась изначально как «око государево», лишь впоследствии обрела свою самостоятельность.
Такая самостоятельность в условиях правового государства пагубно сказывается на работе всего государственного механизма, поскольку, обладая большими полномочиями, прокуратура за исполнение законов фактически не отвечает. Бездействие органов прокуратуры тенью падает на деятельность всего государства, а в конечном итоге спрос будет все равно с президента. Не лучше ли в этом случае прокуратуру сделать президентским органом, расставив все по своим местам?
В этом случае президент получит себе в помощь корпус хорошо подготовленных специалистов, ему будет проще реализовывать государственную политику, оперативней и качественней контролировать исполнение законов и подзаконных актов. Генеральный прокурор может быть одновременно и председателем Совета Безопасности РФ, выполняя в том числе функции координации деятельности по борьбе с преступностью.
Такой орган, как прокуратура, с большими общенадзорными полномочиями, все равно будет нужен государству. Изменение статуса прокуратуры повысит эффективность ее деятельности, положительно скажется на работе президента по реализации своих полномочий, подкрепит доверие и авторитет государственной власти.
Конечно, данный вопрос сложный и нуждается в проработке, однако считаю, что в изменении статуса прокуратуры больше плюсов, чем минусов.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Законность, N 1, 2001

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studopedia.ru, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector