8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Преступления против порядка управления

Общественная опасность преступлений против порядка управления состоит в подрыве авторитета государственного управления, что опосредованно связано с нарушением законных прав, свобод и интересов граждан, общества и государства.

Область государственного управления весьма многообразна и несмотря на разнообразие, составы деяний, предусмотренных главой 32 УК, имеют ряд общих признаков, отличающих их от преступлений против личности, государственных и должностных преступлений.

Преступления против порядка управления — это деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие правомерную деятельность государственного аппарата, соблюдение исходящих от государства правил поведения и престиж государства.

Непосредственный объект каждого преступления определяется в зависимости от того, какому виду управленческой деятельности причиняется вред.

Исходя из особенностей непосредственного объекта,

преступления против порядка управления могут быть

классифицированы следующим образом:

3. Преступления против порядка управления, выражающиеся в посягательстве на управленческие решения — уклонение от воинской и альтернативной службы и нарушение порядка осуществления своего права (ст. 328, 330 УК).

Как правило, многие преступления главы 32 УК имеют дополнительный объект. Им может быть: жизнь, здоровье человека, его честь и достоинство.

Объективную сторону преступлений главы 32 УК в основном характеризуют деяния в форме действия, причем наступления последствий не требуется для признания преступления оконченным.

Все преступления против порядка управления — умышленные и большинство предусматривает в качестве обязательных признаков мотивы и цели.

Ответственность за преступления против порядка управления наступает с 16 лет.

Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Объект преступления — нормальная деятельность правоохранительных органов. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь сотрудника правоохранительного органа.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся:

1) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

2) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

3) сотрудники органов безопасности;

4) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;

5) судебные исполнители;

6) работники контрольных органов Президента Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

7) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

8) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

9) близкие лиц, перечисленных выше.

Посягательство на лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование (судьи, прокуроры, следователи), квалифицируется по ст. 295 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа. Дополнительной квалификации по ст. 105 УК при этом не требуется. Особенностью данного преступления является то, что посягательство осуществляется: а) именно на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно его близких; б) именно в связи с профессиональной деятельностью этого лица. При отсутствии названных условий ответственность наступает по ст. 105,277, 317.

Состав преступления формальный (усеченный). Преступление окончено в момент начала посягательства, независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона преступления может быть выражена виной в форме умысла, как прямого, так и косвенного.

Обязательный признак состава — цель совершения преступления, а именно: воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При отсутствии такой цели обязательно должен присутствовать специальный мотив — месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Субъект преступления — общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. В случае недостижения такого возраста (но достижения 14 лет) деяние субъекта следует квалифицировать по ст. 105 УК РФ.

Статья 328 УК РФ. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка призыва на действительную военную службу.

Под очередным призывом на действительную военную службу следует понимать объявление Указом Президента РФ о явке всех лиц в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих на военном учете, не прошедших обязательной военной службы и не имеющих право на освобождение или отсрочку от военной службы, в военный комиссариат для отправки в воинскую часть.

От призыва на военную службу согласно Закону О воинской обязанности и военной службе» освобождается гражданин:

а) признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящий или прошедший военную или альтернативную службу;

в) прошедший военную службу в вооруженных силах другой страны.

Это интересно:  Основные понятия охраны труда

Не может быть призван на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Право на освобождение от призыва на военную службу имеет гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется бездействием и заключается в уклонении на какое-либо время или навсегда от очередного призыва на действительную военную службу при отсутствии законных оснований к освобождению от военной службы.

Состав преступления по конструкции — «формальный». Преступление — длящееся, оно окончено в момент задержания или добровольной явки виновного в компетентные органы.

Вина характеризуется только прямым умыслом.

Субъект преступления — гражданин России призывного возраста (от 18 до 27 лет), подлежащий очередному призыву на действительную военную службу.

Объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК является установленный порядок прохождения альтернативной службы.

Согласно ч. 3 ст. 59 Конституции России «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Альтернативная служба может быть связана с выполнением обязанностей в области общеполезных работ, в частности, в лечебных и других учреждениях.

Преступления против порядка управления

Лекция 36. Преступления против порядка управления

1. Понятие и виды преступлений против порядка управления
2. Посягательства на представителей власти
3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы
4. Посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами
5. Посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы
6. Посягательства на авторитет государства
7. Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав

1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором — против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 — граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РФ специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК РФ), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РФ).
Из-за широты понятия “порядок управления” возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства — составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
1) посягательства на представителей власти:
— посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);
— применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ);
— оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ);
— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица
правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ);
— дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);
2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:
— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ);
— противоправное изменение Государственной границы (ст. 323 УК РФ);
3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:
— приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);
— похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ);
— подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);
— подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
— изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 3271 УК РФ);
4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:
— уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ);
5) посягательства на авторитет государства:
— надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ);
6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:
— самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений — по степени общественной опасности.

Это интересно:  Что спрашивают на собеседовании бухгалтера

Преступления против порядка управления

Понятие преступлений против порядка управления

Преступления против порядка управления объединены в главе XIV УК. К этой группе относятся преступления, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственного управления.[1]

Преступления против порядка управления:

— Надругательства над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном Республики Казахстан (ст.317)

— Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности (ст.318)

— Посягательство на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности (ст.319)

— Оскорбление представителя власти (ст.320)

— Применение насилия в отношении представителя власти (ст.321)

— Воспрепятствование деятельности прокурора и неисполнение его законных требований (ст.321-1)

— Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица, занимающего ответственную государственную должность (ст.322)

— Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст.323)

— Похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст.324)

— Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных наград (ст.325)

— Уклонение от воинской службы (ст.326)

— Самовольное присвоение звания представителя власти или должностного лица, занимающего ответственную государственную должность (ст.328)

— Незаконный подъем Государственного флага (ст.329)

— Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Казахстан (ст.330)

— Невыполнение решения о выдворении (ст.330-1)

— Организация незаконной миграции (ст.330-2)

— Неоднократное нарушение правил привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы (ст.330-3)

— Противоправное изменение Государственной границы Республики Казахстан (ст.331)

— Незаконное пользование эмблемами и знаками Красного Полумесяца и Красного Креста (ст.332)

— Нарушение правил охраны линий связи (ст.333)

— Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций (ст.334)

— Руководство запрещенной забастовкой, воспрепятствование работе предприятия, организации в условиях чрезвычайного положения (ст.335)

— Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов (ст.336)

— Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (ст.337)

— Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма (ст.337-1)

— Оказание содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств (ст.338).[2]

Говоря о преступлениях против порядка управления, нельзя не отметить, что значительная часть этих преступлений причиняет вред личности — жизни, здоровью, чести и достоинству потерпевшего, а также собственности. И причинение вреда этим объектам является во многих случаях более опасным, чем причинение вреда нормальной деятельности органов государственного управления (например, при посягательстве на жизнь судьи, работника правоохранительного органа в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также члена общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащего в связи с его деятельностью, связанной с охраной общественного порядка.

Родовым объектом преступлений против порядка управления являются общественные отношения в сфере осуществления на основе закона или иных нормативных актов исполнительной и распорядительной деятельности органов государства.

Непосредственными объектами преступлений против порядка управления служат общественные отношения, обеспечивающие: 1) авторитет государства и установленного в нем государственного и общественного строя; 2) нормальную деятельность органов власти, управления, общественных организаций, должностных лиц и представителей общественности; 3) установленный порядок обращения предметов управленческой деятельности; 4) соблюдение соответствующих правил; 5) соблюдение международных конвенций, участником которых является РК.

Дополнительным непосредственным объектом рассматриваемых преступлений может быть жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и неприкосновенность потерпевшего или близких ему лиц, а также право собственности.

Объективная сторона преступлений против порядка управления может характеризоваться как совершением общественно опасного действия (например, создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований или групп, угроза работнику правоохранительного органа, так и совершением бездействия (например, уклонение военнообязанного от учебных или проверочных сборов и воинского учета, неоказание помощи судну и лицам, терпящим бедствие.

Это интересно:  Купля продажа квартиры этапы сделки

Большинство преступлений против порядка управления сформулировано как преступления с формальным составом — они считаются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния. И лишь для некоторых преступлений обязательными признаками объективной стороны являются наступление общественно опасных последствий и наличие причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями (например, причинение телесных повреждений судье или работнику правоохранительного органа, самоуправство и др.

Субъективная сторона большинства преступлений против порядка управления характеризуется умышленной формой вины, при этом те преступления, которые сформулированы как преступления с формальным составом, могут быть совершены только с прямым умыслом.

Для некоторых составов преступлений против порядка управления обязательными признаками являются мотив и цель (например, вмешательство в деятельность работника прокуратуры, органа внутренних дел, безопасности должно быть совершено лишь с целью воспрепятствовать исполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерных решений; похищение или повреждение документов, штампов, печатей — из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности).

И лишь небольшая часть преступлений рассматриваемой группы может совершаться по неосторожности.

Субъектом преступлений против порядка управления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Для некоторых составов преступлений требуется наличие специального субъекта (например, субъектом преступления, предусмотренного УК — получения незаконного вознаграждения работником государственного учреждения или организации, может быть только работник государственного учреждения или организации, не являющийся должностным лицом, субъектом преступления, предусмотренного УК -уклонение военнообязанного от учебных или проверочных сборов и воинского учета, — военнообязанный).[4]

Преступления против порядка управления

Преступления против порядка управления

Видовым объектом данной группы преступлений является нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Непосредственным объектом конкретных составов преступлений выступают отдельные виды управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В ряде составов преступлений присутствует дополнительный непосредственный объект : жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких (ст. 317 УК РФ); здоровье, честь и достоинство представителя власти и его близких (ст. 318, 319 УК РФ); здоровье сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей и их близких, а также осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества (ст. 321 УК РФ).

Потерпевший в некоторых составах преступлений является обязательным признаком.

Объективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется, как правило, действием (ст. 317–327.1, 329, 330 УК РФ). Только уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ) может быть совершено путем как действия, так и бездействия.

Большинство составов преступлений являются формальными, т. е. преступление считается оконченным с момента совершения самого действия, вне зависимости от наступления общественно опасных последствий. Единственное преступление, имеющее материальный состав, – это самоуправство (ст. 330 УК РФ). Обязательным признаком объективной стороны составов преступлений, предусмотренных в ст. 322 и 323 УК РФ, выступает место – Государственная граница РФ.

Субъективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется умышленной формой вины. Практически во всех составах этой группы преступлений умысел является прямым.

Субъект преступлений против порядка управления, как правило, общий – лицо, достигшее возраста 16 лет. Преступления, ответственность за которые предусмотрена в ст. 320, ч. 1 ст. 321, ст. 328 УК РФ, может совершить только специальный субъект.

В зависимости от непосредственного объекта преступления против порядка управления можно классифицировать на следующие группы:

1) преступления, посягающие на нормальную управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также сотрудников мест лишения свободы или содержания под стражей (ст. 317–321 УК РФ);

2) преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 322–323 УК РФ);

3) преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов и государственных наград (ст. 324–327.1 УК РФ);

4) преступление, посягающее на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу (ст. 328 УК РФ);

5) преступление, посягающее на авторитет Государственного герба и Государственного флага РФ (ст. 329 УК РФ);

6) преступление, посягающее на порядок осуществления споров о праве (ст. 330 УК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: uristinfo.net, studbooks.net, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector