8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Президент третьей республики во франции избирался

После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции.

Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов: закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената; закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти; закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть[10].

Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г. запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений — председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Третья республика во Франции в 1871 – 1918 гг

Первая республика просуществовала во Франции семь лет (1792 – 1799 гг.), Вторая – три года (1848 – 1851 гг.), а самой продолжительной оказалась Третья республика, которая просуществовала 70 лет (1871 – 1940 гг.).

Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и общим разгулом реакции. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности. В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система.

Фактически в это время Франция представляла собой “республику без республиканцев”, ибо первые президенты (А. Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. П. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин “республика” перестал употребляться в официальных государственных документах.

В этих условиях в 1875 г. Национальное собрание было вынуждено вотировать конституцию, где в своеобразной анонимной форме (простым упоминанием “президента Республики”) санкционировался республиканский строй. В 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что “республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра”.

Конституционные законы 1875 г.Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступала от предшествующих канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержащей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т. д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений и складывалась из трех органических законов:

1) Закона 24 февраля 1875 г. “О Сенате”;

2) Закона 25 февраля 1875 г. “О публичной власти”;

3) Закона 16 июля 1875 г. “О взаимоотношениях властей”.

Эти законы отличались необычной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства.

Президент республики избирался на семь лет, имел право переизбрания и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху. Он имел право законодательной инициативы, промульгировать законы и следить за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все военные и гражданские должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров.

Это интересно:  Индивидуальный режим управления устанавливается в оао ржд

Законодательная власть осуществлялась палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат, как верхняя палата парламента, был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые три года обновлялся на одну треть. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат происходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально – за их личные действия. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее шести месяцев. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

Период до начала первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство – по делам колоний. К началу первой мировой войны Франция становится второй державой-метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн человек.

Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой. За 39 лет (с 1875 по 1914 г.) сменилось 48 правительств. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были “декреты-законы”.

Становление Третьей Республики во Франции

Третью республику было провозглашено в 1870 г., но только в 1875 г. оформлено конституционно. Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Палата депутатов избиралась прямым всеобщим голосованием. Женщины и военнослужащие участия в выборах не принимали. Сенат избирался представителями органов местного самоуправления. Главой исполнительной власти считался президент. Фактическим главой правительства как органа исполнительной власти был премьер — министр.

В первые годы существования республики в парламенте преобладали монархисты. На выборах 1876 республиканцы завоевали большинство в палате депутатов и постепенно устранили монархистов от власти. В 1879 г. под давлением республиканцев ушел в отставку президент Франции маршал П. Мак — Магон, известный своими симпатиями к монархистов. На его место был избран республиканца Жюля Греви.

Правительство республиканцев провел ряд важных реформ. В 1880 г. была провозглашена амнистию участникам Парижской коммуны, в 1881 принят закон о свободе печати и проведения собраний, а также закон об образовании детей в возрасте от 6 до 13 лет. Закон 1884 позволил свободную деятельность профсоюзов и организации забастовок.

После поражения во франко — прусской войне (1870 — 1871 г.г.) в Франции распространялись шовинистические настроения и призывы к реваншу. Такими настроениями стремились воспользоваться монархисты, которые заявляли, что стране нужен диктатор, который объединил бы народ и армию для победоносной войны против Германии. При таких условиях быстро рос движение, связанное с именем генерала Жоржа Буланже.

Сторонники генерала пытались воспользоваться коррупционным скандалом, который возник в 1887 г. вокруг президента Ж. Греви (его зять оказался причастным к продаже орденов Почетного легиона — высшей награды Франции). Ж. Греви пришлось уйти в отставку, а буланжисты на дополнительных выборах в Париже одержали победу. Ж. Буланже стал лидером оппозиции («Комитет протеста»), которая объединила недовольных правлением республиканцев, и готовил политический переворот, но заговор был раскрыт и доказана связь генерала с монархистами. Под угрозой ареста Ж. Буланже бежал в Бельгию.

В 1895 г. состоялась очередная правительственный кризис, связанный с коррупционным скандалом вокруг Панамского канала. Для его строительства были привлечены средства частных лиц. Руководители акционерного общества потратили значительную часть средств, собранных от продажи акций, и оказались на грани банкротства. Пытаясь избежать ответственности, они подкупили десятки депутатов и чиновников. Однако их действия были разоблачены, и разразился скандал. Грандиозная финансовая афера привела к отставке членов республиканского правительства и передачи власти радикалам.

Но наибольшее влияние на дальнейшее политическое развитие Франции было дело Дрейфуса (еврея по происхождению). Осенью 1894 стало известно, что секретные документы французского Генерального штаба попали в немецкой разведки. Подозрение пало на капитана Альфреда Дрейфуса. Его осудили и сослали на один из островов Французской Гвианы. Армейское командование использовало дело для разжигания в стране шовинизма и антисемитизма. Но вскоре выяснилось, что виновником был дворянин венгерского происхождения майор Эстер газе. Однако пересмотра дела Дрейфуса не произошло. Под давлением общественности военные органы отдали Эстергази под суд, который его оправдал.

Это интересно:  Единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации 2020

Очередное произвола судебных органов и антисемитизм всколыхнули французскую общественность и к политическому кризису. Общество раскололось на два лагеря (дрейфусары и антидрейфусары). В Париже и во многих других городах происходили митинги и демонстрации. Особенно сильным по своему воздействию на общество стало открытое письмо писателя Э. Золя «Я обвиняю». Кабинет министров был вынужден подать в отставку. Новое правительство пыталось стабилизировать политическую ситуацию в стране. В 1899 г. военный трибунал вновь признал А. Дрейфуса виновным, но Президент его помиловал и отпустил на свободу. Окончательно дело пришло лишь в 1906 г. полной реабилитацией Дрейфуса.

В результате победы дрейфусары армия окончательно была поставлена ​​под контроль сторонников республики. Было официально признано, что незыблемость прав человека и гражданина является высшим принципом Республики. Поскольку дрейфусары считали левыми, а антидрейфусарив — правыми, Республику стали идентифицировать с левыми силами. А настоящими республиканцами стали считать только тех, кто отстаивал права человека и гражданина.

Таким образом, в результате бурной политической жизни во Франции без революционных беспорядков утвердились принципы демократии и прав человека, за которые боролось не одно поколение французских революционеров.

Третья республика

После падения Коммуны правительство прибегло к жестокому террору по отношению к коммунарам (30 тыс. было расстреляно, 50 тыс. отправлено в тюрьму, на каторгу или в ссылку). Во многих департаментах было введено осадное положение. Политическая жизнь характеризовалась общим разгулом реакции. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии. Законом 1872 г. была восстановлена постоянная армия, основанная на всеобщей воинской повинности. В старом виде воссоздавалась и полицейская система.

В руках реакции оказалось и решение конституционных вопросов. Вопреки протестам республиканцев 31 августа 1871 г. Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции, и лишь сложная обстановка в стране вынудила его отложить планы реставрации монархии и в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом президент Республики». В это время Франция фактически представляла собой «республику без республиканцев». Первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» перестал употребляться в официальных государственных документах.

В 1875 г. Национальное собрание было вынуждено вотировать конституцию, где в своеобразной анонимной форме (простым упоминанием «президента Республики») санкционировался республиканский строй. Однако президент Мак-Магон, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, в 1877 г. предпринял неудачную попытку государственного переворота, закончившуюся поражением и окончательным падением престижа монархистов. В 1884 г. была принята конституционная поправка, которая зафиксировала, что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». Место пребывания парламента было перенесено из Версаля в Париж, 14 июля – День взятия Бастилии – стал национальным праздником, а «Марсельеза» – национальным гимном. Членам ранее царствующих династий было запрещено занимать пост главы государства.

Конституция Третьей республики не представляла собой единого документа. В ее основе лежали три органических закона 1875 г.: от 24 февраля об организации сената, от 25 февраля об организации государственной власти, от 16 июля об отношениях между государственными властями. Эти законы насчитывали всего 34 статьи, а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. В новой конституции отсутствовали положения о принципах государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений.

Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась откровенным консерватизмом. Национальное собрание, согласившись большинством всего лишь в один голос на подтверждение республики, стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии.

Глава государства – президент – избирался на семь лет абсолютным большинством депутатов Национального собрания с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением, мог отсрочить заседания парламента, потребовать повторного обсуждения законопроекта. С согласия сената президент мог распустить нижнюю палату Национального собрания до истечения срока ее полномочий. Глава государства руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования и заключения международных договоров. При президенте аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась двухпалатным парламентом – Национальным собранием. Палата депутатов избиралась на четыре года «всеобщим голосованием». Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на девять лет. Как верхняя палата парламента сенат был постоянно действующим органом. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и палата депутатов сенат обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов был ликвидирован, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до Первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. Совместные заседания Национального собрания созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров. Хотя правовой статус этого органа не был детально разработан, принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально за их личные действия». Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Это интересно:  Как узнать задолженность по газу

Организацию и порядок проведения выборов регламентировали не конституционные законы, а текущее законодательство. Из 40 млн французов избирательным правом пользовалось 12 млн. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее шести месяцев или не достигшие 21 года. Выборы проводились по мажоритарной системе с голосованием в два тура. В первом туре избранным считался кандидат, набравший более 50% голосов избирателей в округе. Если ни один из кандидатов нс получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (но сравнению с другими кандидатами) большинство голосов.

Последующие изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX – начале XX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а посредством их закрепления в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих изменений заключалась во внесении корректив в систему парламентаризма с целью придания ей большей маневренности и гибкости.

Эволюция государственной системы Третьей республики прежде всего проявилась в существенном сокращении власти президента. Начиная с 1880-х гг. президент на практике перестал использовать свои политически наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Теоретически президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. Конфликт между палатой депутатов и президентом Греви в 1887 г. создал обстановку, когда президент оказался неспособным сформировать правительство и был вынужден сам уйти в отставку. Инициатива формирования правительства перешла парламенту. Во избежание конфликтов на будущее по молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели (Карно и т.п.). Формальные конституционные полномочия президента оставались для правящих кругов своего рода политическим резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Так, во время Первой мировой войны президент Пуанкаре вновь стал активной фигурой в политической жизни Франции.

Одним из внешних признаков «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы. Только в период с 1878 по 1898 гг. во Франции сменилось 25, а за 1909 – 1914 гг. – 11 правительств. Это объяснялось тем, что при множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать однопартийное правительство. Совет министров образовывался каждый раз на основе сложных парламентских комбинаций и политических блоков, в результате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительство могло удержаться у власти лишь несколько недель или даже один день.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере обострения партийной борьбы, особенно в начале XX в., внутренний регламент палаты предусматривал все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий палаты и сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение но законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции: рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (советов префектур в департаментах).

Бюрократическая централизация управления в Третьей республике нашла свое выражение в усилившемся подчинении местных органов правительственной власти. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами местного значения (строительство школ, дорог и т.п.), фактически находились в зависимости от префекта, а через него и от центральной власти. Генеральные советы не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту.

Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненными префекту представителями центральной власти в округах – супрефектами. В кантонах вообще не было органов местного самоуправления, а центральную администрацию представляли специализированные службы: сборщики налогов, мировой судья, нотариусы и т.д.

Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу – мэра, который, однако, сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем правительства и главой местной исполнительной власти. Центральная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Особая система муниципального управления была установлена для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров – Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена в руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, bagazhznaniy.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector