8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Принципы обязательного пенсионного страхования

Характеристики институтов обязательного социального страхования наиболее рельефно проявляются в принципах их организации [1] , позволяющей сформировать финансовые и правовые механизмы функционирования, которыми согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе принципа эквивалентности страхового обеспечения и средств обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий с помощью законов, а не гражданско-правовых отношений, что придает ему свойство надежной формы защиты для застрахованных лиц;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования, что, с одной стороны, предусматривает законодательные и контрольно-надзорные функции государства, а, с другой — в необходимых случаях участие государства в его финансировании;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Особую важность для организации национальных пенсионных систем представляют следующие положения:

  • • максимально возможный охват пенсионной системой (совокупностью пенсионных институтов) различных слоев населения;
  • • солидарное распределение пенсионной нагрузки между субъектами пенсионной системы — работодателями, работниками и государством;
  • • обеспечение дохода в виде замещения значительной части заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем застрахованным в случаях старости или инвалидности;
  • • охват социальной защитой тех категорий граждан, которые не имеют требуемого страхового стажа, а также в случае потери кормильца (борьба с бедностью);
  • • проведение индексации пенсий с учетом совокупности факторов инфляции, роста заработной платы в стране и общего повышения качества жизни;
  • • создание благоприятных экономических, организационных и правовых условий для развития как обязательных (по закону), так и добровольных систем пенсионного страхования.

Указанные положения определяют институциональные свойства пенсионного страхования. Что касается его финансового устройства, то оно должно строиться, по мнению экспертов МОТ [2] , на основе следующих принципов:

  • экономической и финансовой приемлемости, когда величина страховых взносов должна быть посильной для страхователей;
  • социальной справедливости, предполагающей наличие четкой связи между размерами заработной платы (а, значит, и величинами страховых платежей) и размерами получаемых пособий и пенсий;
  • социальной эффективности, означающий выполнение ряда задач — борьбы с бедностью, обеспечения получателям (бенефициариям) достойного уровня жизни, а при наличии у застрахованных работников продолжительного страхового стажа — замещения страховыми выплатами утрачиваемой заработной платы в размерах с ней сопоставимой;
  • коллективной финансовой эквивалентности (между взносами и выплатами);
  • солидарного перераспределения финансовых ресурсов (между застрахованными с высокими и низкими доходами, здоровыми и больными, работающими и безработными);
  • эквивалентности финансового участия поколений.

Построение высокоэффективной системы обязательного пенсионного страхования возможно на балансе и сочетании вышеуказанных принципов. Например, сочетание экономической, финансовой приемлемости и эффективности имеет своей целью достижение, с одной стороны, оптимального и справедливого распределения финансовой нагрузки между плательщиками страховых взносов (экономическая и финансовая приемлемость), с другой — обеспечение на основе законодательно закрепленной финансовой нагрузки приемлемой по размеру пенсии (социальная и экономическая эффективность).

Иными словами, размер страхового тарифа должен устанавливаться на уровне, достаточном для покрытия финансовых обязательств пенсионной системы, но при этом не быть чрезмерно высоким и не препятствовать экономическому росту и увеличению производительности труда, не снижать конкурентоспособность национальной экономики.

Использование принципа социальной и экономической эффективности призвано наглядно продемонстрировать возможность успешного решения финансовыми механизмами пенсионного страхования вопроса о замещении пенсиями утрачиваемой заработной платы в размерах с ней сопоставимой, а в случаях непродолжительного страхового стажа обеспечить возможность предотвращения бедности получателей пособий и пенсий.

Принцип социальной эффективности пенсионной системы выражается в обеспечении конституционных прав граждан на достойную жизнь: пенсия должна гарантировать существование не только на уровне не меньше прожиточного минимума, но и стремиться к замещению пенсией утрачиваемого заработка в сопоставимом с ним размере. Для достижения социальной эффективности пенсионной системы необходимо обеспечить определенный уровень нестрахового перераспределения внутри системы, как между поколениями, так и между группами с различными уровнями заработной платы, отраслями, регионами и т.д. В идеале объем такого перераспределения должен быть достаточным, но не чрезмерным и не нивелирующим страховые принципы [3] .

Стремление к воплощению принципа справедливости на индивидуальном уровне отличает системы пенсионного страхования от систем социальной помощи, поскольку его реализация подразумевает достижение достаточно тесной увязки индивидуального вклада застрахованного лица в финансирование пенсионной системы и объема его пенсионных прав.

Соблюдение эквивалентности обязательств по взносам и выплатам является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем пенсионной защиты работающего населения, действенным мотивационным механизмом, стимулирующим работников к участию в финансировании пенсионных систем.

Следует отметить, что только накопительные системы и условнонакопительные системы, основанные на использовании индивидуальных счетов, могут обеспечить высокую степень эквивалентности вклада в финансирование системы и выплатам из нее. Во всех остальных случаях более правильно говорить о стремлении к увеличивающейся связи между объемом взносов и размером пенсий, что выражается в термине «ограниченная эквивалентность» и находит свое применение с помощью принципа коллективной финансовой эквивалентностиЕ

Данный принцип означает, что в любой момент времени общая современная стоимость всех будущих расходов в пенсионном страховании равна современной стоимости ее будущих доходов (включая необходимый резерв ресурсов, обеспечивающий бесперебойную работу).

Например, в обязательном социальном пенсионном страховании, отличающемся наиболее продолжительными периодами аккумуляции и расходования ресурсов, соблюдение такого принципа предполагает долгосрочное финансовое равновесие системы и выполнение обязательств перед всеми застрахованными, что равноценно принципу индивидуальной эквивалентности в частном страховании. Другими словами: в любой момент времени, в том числе средне- и долгосрочной перспективе, доходы системы должны покрывать расходы.

При этом, на индивидуальном уровне принцип «коллективной эквивалентности» между взносами и выплатами реализуется в рамках так называемого принципа «ограниченной» эквивалентности, который хотя и предусматривает достаточно тесную увязку размеров взносов и выплат, но в то же время в значительной степени дополняется принципом «социальной солидарности» всех застрахованных между собой. Поэтому, чем больший приоритет отдается принципу эквивалентности страховых взносов и выплат, тем более социальное пенсионное страхование «приближается» к свойствам частного страхования. Если же приоритет получает принцип социальной солидарности, то пенсионное страхование более напоминает государственное социальное обеспечение, организованное на принципе «социальной помощи».

Следует отметить общую тенденцию в движении пенсионных систем, основанных на принципах социального страхования, в сторону «большей эквивалентности» или более тесной зависимости по схеме «взносы — выплаты», что обеспечивается комплексом мер, предпринимаемых правительствами при проведении параметрических или системных пенсионных реформ. Прежде всего это достигается широким применением условно-накопительных счетов, что придает системам пенсионного страхования характер индивидуального накопления финансовых средств, которые могут быть перераспределены только в случае существенного отклонения от среднего периода предстоящей жизни при выходе на пенсию.

Принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов означает своего рода страхование последствий различных видов социаль- [4]

ных рисков с помощью таких среднестатистических показателей, как вероятность и тяжесть страховых случаев, что на практике реализуется посредством такого порядка взимания страховых взносов, при котором они начисляются независимо от индивидуального уровня социального риска или личных обстоятельств.

Это интересно:  Как узнать старый номер водительского удостоверения

Например, в пенсионном страховании, предназначенном для страхования утраты трудоспособности в связи со старостью или инвалидностью, не учитывается состояние здоровья и трудоспособности отдельных работников, а принимается во внимание только установленный законом возраст выхода на пенсию.

В системах обязательного социального пенсионного страхования принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов реализуется через одинаковые размеры страхового тарифа для всех застрахованных наемных работников, взимаемого как фиксированный процент от страхуемых заработков, что позволяет достигать финансовой сбалансированности бюджетов фондов.

Принцип солидарности в пенсионном страховании всегда должен реализовываться в определенных рамках. В противном случае система страхования превращается в социальное обеспечение, которому зачастую присущи элементы иждивенчества. Например, в пенсионном страховании солидарное перераспределение ресурсов допустимо только в отношении пенсий по инвалидности и по потере кормильца, поскольку социальные риски могут наступать в молодом возрасте, когда застрахованные работники не приобрели необходимых по объему страховых прав.

Что касается других видов пенсионного страхования, например, досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда и в районах Крайнего Севера, то для них масштабы солидарного перераспределения средств должны быть ограничены. Для этих видов пенсионного страхования целесообразно создавать свои специализированные источники средств, взносы по которым должны оплачивать либо работодатели, либо государство, но данные расходы не должны покрываться за счет уменьшения пенсий по старости, как это имеет место сейчас в стране [5] .

Еще одним примером необоснованного расширения доли солидарного перераспределения страховых ресурсов в России является существующие пониженные размеры страховых платежей для работодателей различных отраслей (например, в сельском хозяйстве), самозанятых работников и индивидуальных предпринимателей, которые не покрывают и половины от требуемых ресурсов пенсионного страхования. Для решения этой проблемы целесообразно либо выделить их в самостоятельный вид страхования, что практикуется в ряде стран, либо государство должно компенсировать ПФР выпадающие доходы.

Сложный характер развития экономик и систем жизнедеятельности населения постоянно вносит коррективы в функционирование институтов социального страхования. Поэтому указанные принципы их организации с неизбежностью дополняются другими, меняются способы регулирования систем социальной защиты.

Например, для финансового обеспечения пенсионных систем, охватывающих частично занятых работников, трудно в полной мере использовать принцип коллективной эквивалентности. Поэтому для поддержания пенсионных систем часто используют принцип субсидиарности (поддержки), что на практике означает выделение финансовых дотаций пенсионным системам из государственного или местных бюджетов.

Важным принципом организации финансирования социального страхования выступает принцип автономности финансовых средств фондов социального страхования, что означает требование их автономии (отделенное™) от бюджетов всех уровней и особый порядок управления: в частности, подготовка принятия проектов бюджетов аналогична процедуре прохождения федерального бюджета в форме федерального закона.

Принципы пенсионного страхования

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. «Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения». ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от15.12.2001 № 167-ФЗ., ст.3

Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Другими словами, государство должно будет возместить данному лицу причиненный ущерб (в любом проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • — работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • — самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • — члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • — работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
  • — являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;
  • — иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо Пенсионного фонда РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

Страхователями же являются:

  • 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
  • 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Роик В.Д. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 11 (299)

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

В его состав включены:

  • 1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • 2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • 3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • 4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления.

Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

  • 1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • 2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Контроль над использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Сущность и понятие добровольного пенсионного страхования

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» физические лица имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов. Закон не ограничивает круг таких лиц. Однако обязательным условием является отсутствие уплаты страховых взносов за указанное лицо.

Это интересно:  Директор ооо может работать без зарплаты

Таким образом, гражданин вправе добровольно вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших классов, домохозяйкой и др. Если человек в настоящее время нигде не работает, то страхователь за него страховые взносы не уплачивает.

На данный момент не существует строго урегулированного законом нормативного документа в отношении добровольного пенсионного страхования. Но стоит в очереди на утверждение проект ФЗ «О добровольном накопительном пенсионном страховании в РФ». Если обязательное пенсионное страхование считается государственным, то добровольное пенсионное страхование относиться к негосударственному пенсионному обеспечению. Федоров Л.В., Пенсионный Фонд Российской Федерации. — М.: Дашков и К, 2008, с. 55

Представленный законопроект регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при осуществлении добровольного накопительного пенсионного страхования. Добровольным накопительным пенсионным страхованием можно назвать система накопительного пенсионного страхования, которая основывается на добровольном участии физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения физическими лицами пенсий, дополнительных к видам пенсий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и государственном пенсионном обеспечении. Эта система включает в себя следующие виды накопительного пенсионного страхования:

  • 1) личное накопительное пенсионное страхование, предусматривающее формирование, назначение и выплату личных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых физическими лицами в свою пользу, или физическими либо юридическими лицами в пользу третьих физических лиц, независимо от их места работы и жительства;
  • 2) корпоративное накопительное пенсионное страхование, предусматривающее формирование, назначение и выплату корпоративных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключенных работодателем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, по условиям, определённым трудовым договором, либо коллективным договором, либо региональным (отраслевым, межотраслевым, территориальным, профессиональным) соглашением;
  • 3) региональное накопительное пенсионное страхование, предусматривающее формирование, назначение и выплату региональных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых по единым для данного административно-территориального образования Российской Федерации условиям.

Деятельность по добровольному накопительному пенсионному страхованию включает в себя приём и накопление пенсионных взносов, инвестирование и организацию инвестирования активов добровольного накопительного пенсионного страхования, учёт пенсионных накоплений, назначение и выплату дополнительных пенсий пенсионерам. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с условиями пенсионного договора, заключаемого между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется исключительно накопительными пенсионными фондами, а именно, на базе осуществления данного страхования создаётся фонд по добровольному накопительному пенсионному фонду. Роик В.Д. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 11 (299)

Вкладчиком в данный фонд могут быть различные лица:

  • 1) любое физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • 2) любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо;
  • 3) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) исполнительные органы местного самоуправления.

Участниками данного фонда могут быть различные физические лица, заключившие пенсионные договоры.

Пенсионные взносы по добровольному страхованию уплачиваются вкладчиками в соответствии с выбранными ими пенсионными схемами, которые также могут быть различного вида:

  • — с установленными взносами (условия пенсионной схемы устанавливают порядок уплаты пенсионных взносов вкладчиком, а порядок выплаты дополнительной пенсии участнику определяется в момент её назначения);
  • — с установленными выплатами (условия пенсионной схемы устанавливают порядок выплаты дополнительной пенсии участнику, в соответствии с которым оговаривается порядок уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

Вкладчики и пенсионеры вправе требовать замены пенсионной схемы, выбранной при заключении пенсионного договора, на другую зарегистрированную пенсионную схему данного фонда. Вкладчики взносов несут обязанность по выбору определенной пенсионной схемы, но с правом её изменения на другую предоставленную. С одной стороны, данный способ уплаты взносов является эффективным и гарантированным, но с другой стороны — имеет некоторые несостыковки в распределении внесённых в фонд денежных средств.

Фонд обязан осуществлять учет исполнения своих накопительных обязательств перед вкладчиками и пенсионных обязательств перед пенсионерами в форме ведения пенсионных счетов добровольного накопительного пенсионного страхования.

Исходя из вышесказанного, следует, что пенсионное страхование выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом РФ. А второй формой является негосударственное страхование — добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.

Основные принципы реформирования пенсионной системы России. Государственное пенсионное страхование — один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых

Читайте также:

  1. A.4.1 Подсистемы
  2. CMMS и EAM системы
  3. CRM системы
  4. DSS — системы поддержки принятия решений — СППР
  5. ERP-системы
  6. GSM — Global System for Mobile — цифровые системы сетей сотовой связи поколения 2G
  7. I. Автоматизированные информационные системы .
  8. I. Виды, формы и системы оплаты труда.
  9. I. Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
  10. I. Основные задачи
  11. I. Основные категории страхования.
  12. I. Основные показатели вариации

Государственное пенсионное страхование — один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов. Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью бюджетно-финансовой системы государства. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону.

Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей. Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы.

Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систему пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспособном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсионной системе на специальных условиях. Основная особенность пенсионной системы в России заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государственной власти и т.д.

Основные принципы пенсионного страхования: 1) единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; 2) всеобщность;

3) обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

4) государственная гарантия для всех застрахованных;

5) солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

Это интересно:  Оснащение процедурного кабинета для лицензирования 2017 приказ

6) федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы;

7) автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета; 8) поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

9) эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;

10) зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;

11) индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

— из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения); — из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования); — из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:

а) индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;

б) накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;

в) групповое страхование — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

6.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования

Функционирование системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

  • • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договоренностей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Для сравнения рассмотрим базовые принципы функционирования государственной пенсионной системы:

  • • единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
  • • всеобщность;
  • • обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;
  • • государственная гарантия для всех застрахованных;
  • • солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);
  • • федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов);
  • • автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;
  • • поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
  • • сбалансированность бюджета пенсионной системы путем обеспечения эквивалентности объема страховых платежей и пенсионных выплат;
  • • зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);
  • • целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;
  • • возвратность пенсионных платежей;
  • • индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов и др.

Объективными причинами возникновения большинства проблем функционирования пенсионной системы стало игнорирование ряда перечисленных принципов при формировании правовых основ пенсионной системы или нарушение имеющихся, прямое либо косвенное невыполнение принципов на практике.

В рыночной модели обязательного пенсионного страхования необходимо обеспечить сочетание принципа личной ответственности каждого застрахованного и принципа солидарности застрахованных. Выполнение этого требования предполагает участие всех субъектов страхования в формировании его финансовой базы. В настоящее время в России практически все самозанятое население [1] устранилось от уплаты взносов — перечисляемые названной категорией занятых взносы в ПФР несопоставимы с их численностью и трудовым вкладом. В результате нарушен один из основополагающих принципов — обязательность уплаты страховых взносов. С этим нарушением в большинстве случаев тесно связано отсутствие зависимости размеров страховых выплат от величины уплаченных страховых выплат, т.е. размеры выплат слабо или совсем не увязаны с размерами страховых взносов и с трудовым вкладом.

Дополнительные методологические проблемы при реализации принципов обязательного пенсионного страхования возникли в результате введения единого социального налога, который практически ликвидировал условия возвратности и возмездности данных платежей.

Отсутствует также механизм дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного страхования. Это означает, что почти для всех отраслей и работников по каждому виду пенсионного страхования установлен единый размер страховых взносов, уплачиваемых предприятиями и организациями, вне зависимости от состояния условий труда и числа лиц, имеющих право на льготные пенсии. Такой подход не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с этим выплат.

Следует также отметить, что не только в пенсионном страховании, но и во всей системе социальной защиты все еще не создан достаточно эффективный механизм гарантий прав застрахованных. Ни в одном из ее направлений — ни в пенсионном, ни в обязательном медицинском, ни в социальном страховании, ни в страховании безработицы — нет никаких независимых структур, которые рассматривали бы претензии застрахованных на неправомерность действий страхователя, страховщика. Добиться же рассмотрения конфликтов в сфере социального страхования в гражданском суде, как показывает практика, практически невозможно.

В пенсионной системе не был реализован и принцип самоуправления. Как следствие этого, сохраняется прямая зависимость страховых внебюджетных фондов от государственных структур (назначение и освобождение органами государственной власти руководства фондов, легитимность вмешательства в их деятельность и т.д.).

С учетом перечисленных ранее положений было бы ошибкой рассматривать недостатки системы пенсионного страхования как нечто случайное и временное, полагая, что при более благоприятных социально-экономических условиях они исчезнут сами собой, а система станет работать эффективно. Необходимо последовательно добиваться полного соблюдения принципов пенсионного страхования в практической деятельности ПФР, поскольку, только совершенствуя пенсионное страхование, можно достигнуть реальных успехов.

В настоящее время продолжается дискуссия по поводу того, какой должна стать пенсионная система в будущем. Международное бюро труда, активно участвующее в оказании помощи российской социальной сфере, сформулировало следующие принципы реформы социального обеспечения:

  • • приемлемость реформы с экономической и социальной точек зрения;
  • • общая ответственность государства;
  • • участие социальных партнеров в управлении;
  • • удовлетворение основных потребностей;
  • • учет требований социальной интеграции;
  • • гарантия достойного размера возмещения утраченного заработка;
  • • справедливая система финансирования;
  • • предсказуемость результатов;
  • • наличие постоянных источников финансирования [2] .

Трудно не согласиться с необходимостью следования перечисленным принципам в процессе реформы. В ближайшем будущем нашей стране законодательно нужно закрепить принципиальные положения обязательного пенсионного страхования.

В этой связи помимо учета принятых в международной практике принципов и норм пенсионного страхования необходимо детально изучить используемые в мировой практике модели пенсионного обеспечения и опыт их функционирования.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studopedia.su, ozlib.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector