+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сокращение бюджетных расходов в ходе исполнения бюджета

Важнейший элемент бюджетного процесса — исполнение бюджета. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы исполнительной власти обеспечивают орга­низацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Они являются кассирами всех рас­порядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисле­ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех запланированных расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, ко­торая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквар­тальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную рос­пись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись не позднее 17 дней после утверждения на­правляется в орган, исполняющий бюджет.

Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются поэтапно с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

• составление и утверждение бюджетной росписи;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ас­сигнованиях до распорядителей и получателей бюджет­ных средств, а также утверждение смет доходов и расхо­дов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюд­жетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств по­лучателями бюджетных средств;

• подтверждение и выверка исполнения денежных обяза­тельств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюд­жетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели рос­писи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюд­жетных средств.

Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуще­ствляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Они не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению расходов бюд­жета и платежей.

Уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств доводят до всех нижестоящих распорядите­лей и получателей бюджетных средств уведомления об измене­нии бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня приня­тия решения об их изменении. В течение 10 дней со дня полу­чения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное уч­реждение составляет и представляет на утверждение вышестоя­щего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представле­ния сметы распорядитель бюджетных средств ее утверждает.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являю­щегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. В течение одного рабочего дня со дня утверждения смета пере­дается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

Бюджетное обязательство представляет собой признанную органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возни­кающую в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получа­теля бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.

Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и полу­чателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных глав­ными распорядителями бюджетных средств. Они доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представля­ется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным органом.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объ­ема бюджетных ассигнований в расчете на квартал.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях изменения бюджетных ассигнований и блокировки рас­ходов, а также и без изменения бюджетных ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предостав­ленных лимитов бюджетных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, может отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% бюджетных ассигнова­ний, установленных на квартал, в котором производится отсроч­ка бюджетных обязательств.

Уполномоченный исполнительный орган, распорядители бюджетных средств доводят до всех нижестоящих распорядите­лей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюд­жетных обязательств не позднее чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.

Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после истечения половины срока их действия.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия обя­зательств по осуществлению расходов и платежей путем состав­ления платежных и других документов, необходимых для совер­шения расходов и платежей, в пределах доведенных до них ли­митов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюд­жетных средств после проверки соответствия составленных пла­тежных и других документов, необходимых для совершения рас­ходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных уч­реждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Он осуществляет процедуру подтверждения исполнения бюджетных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем под­твержденных бюджетных обязательств не превышает объем при­нятых бюджетных обязательств. Подтвержденные бюджетные обязательства могут отличаться от принятых бюджетных обяза­тельств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые бюджетные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства в следующих случаях:

• при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигновани­ям и лимитам бюджетных обязательств;

• при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения;

• при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем спи­сания денежных средств с единого счета бюджета в размере под­твержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Объем расходуемых бюджетных средств должен соответство­вать объему подтвержденных бюджетных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с дове­денными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каж­дого получателя бюджетных средств может быть связано с введением режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете либо из-за перемещения бюджетных ассигнований главным рас­порядителем бюджетных средств.

Режим сокращения расходов бюджета. Если в процессе ис­полнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирова­ния дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравне­нию с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5% годовых назначений, руководитель финансо­вого органа самостоятельно принимает решение о введении ре­жима сокращения расходов бюджета. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета указываются дата, с кото­рой он вводится, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из ис­точников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финанси­рованию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления принимают решение и вво­дят режим сокращения расходов.

В решении о введении режима сокращения указываются дата его введения и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную ин­вестиционную программу.

Это интересно:  Продать долю в компании

Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета про­изводится не позднее чем за 15 дней до даты его введения. От­мена режима сокращения расходов бюджета, изменение разме­ров сокращения расходов бюджета производятся органом, при­нявшим решение о его введении.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из ис­точников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финанси­рованию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в установленный срок, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное со­кращение расходов бюджета до принятия законодательного ре­шения по данному вопросу.

В отдельных случаях может быть предусмотрена блокировка расходов бюджета сокращение лимитов бюджетных обяза­тельств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо от­каз в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на вы­полнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при вы­явлении органом, исполняющим бюджет, и органами государст­венного финансового контроля фактов нецелевого использова­ния бюджетных средств. Ей могут быть подвергнуты:

1) расходы бюджета в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными законом о бюджете;

2) расходы бюджета, по которым выявлены факты нецеле­вого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о бло­кировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюд­жетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюд­жета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необ­ходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо при превышении ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финан­сирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение изменений и допол­нений в закон о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал или полугодие, в котором такое превышение было получено.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи сполучением дополнительных доходов рас­сматривается законодательным органом во внеочередном поряд­ке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти осуществляет равномерную индексацию расходов бюджета по всем направле­ниям после сокращения дефицита бюджета и погашения долго­вых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств перемещает бюджетные ассигнования между получателями бюд­жетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядите­ля, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, ут­вержденных бюджетной росписью и законом о бюджете, не бо­лее чем на 10% утвержденных объемов.

Для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год объемы бюджетных ассигнований могут отличаться от ассиг­нований, утвержденных бюджетной росписью, не более чем на 15% утвержденных объемов.

Орган, исполняющий бюджет, может перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов в пределах 10% бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств.

При установлении встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств при условии наличия задолженности получа­теля бюджетных средств по платежам в бюджет.

Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы до­ходов и расходов, при задержке финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, самостоятельно определяет объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов и уточняет смету доходов и расходов с уведомлением распорядителя бюджетных средств и органа, исполняющего бюджет.

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обяза­тельств не финансируется в полном объеме, получатель бюджет­ных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования, означающего разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обяза­тельств. Компенсация в размере недофинансирования осуществ­ляется в соответствии с судебным актом.

Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осу­ществляется только на основании судебного акта, предусматри­вающего:

1) возмещение в размере недофинансирования в случае, ес­ли взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

2) возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий либо без­действия государственных органов, органов местного самоуправ­ления или должностных лиц этих органов, в том числе в резуль­тате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Он организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

Отчетность об исполнении бюджета включает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую. Сбор, свод, составле­ние и представление отчетности об исполнении бюджета осуще­ствляются уполномоченным исполнительным органом, который в установленном порядке представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представи­тельный и соответствующий контрольный орган, а также в Фе­деральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, оплачивает принятые и подтвержденные бюджетные обязатель­ства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершае­мого года, подлежат закрытию 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельно­сти и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисля­ются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета учитыва­ется в доходах бюджета наступившего финансового года в каче­стве свободного остатка средств.

4. Государственные внебюджетные фонды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Это интересно:  Присвоение штрих кода товару

Источниками финансирования дефицита не могут выступать кредиты Банка России и приобретенные Банком России долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации, муни­ципальных образований при их первичном размещении.

5. Методы сокращения дефицита.

Методы по увеличению доходов бюджета.

1.1. Увеличение налоговых ставок (отмена льгот) по существующим налогам или введение новых обязательных платежей.

1.2. Снижение налоговых ставок и отмена неэффективных налогов.

1.3. Дополнительная денежная эмиссия денег.

1.4. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг.

1.5. Привлечение заемных средств, в том числе, бюджетных кредитов от бюджетов других уровней.

1.6. Перераспределение налоговых доходов в пользу вышестоящего бюджета.

1.7. Увеличение поступлений от использования государственного и муниципального имущества.

1.8. Продажа государственного и муниципального имущества.

1.9. Изменение статуса внебюджетных фондов – включение в состав бюджета на правах целевых бюджетных фондов

1.10. Увеличение процента отчислений в бюджет от прибыли государственных и муниципальных предприятий.

2. Методы по сокращению расходов бюджета

2.1. Секвестр бюджета.

2.2. Секвестр расходов, за исключением «защищенных» направлений.

2.3. Выборочное снижение расходов на величину, определяемую для каждого направления.

2.4. Передача расходов бюджетной системы с вышестоящего на нижестоящие уровни бюджетов.

2.5. Проведение инвентаризации всех обязательств бюджета и полная ликвидация излишних расходов.

2.6. Перенесение на более поздние периоды тех затрат, которые не являются необходимыми в данное время.

Тема 5 – Бюджетный процесс на федеральном уровне

Понятие бюджетного процесса, его назначение.

Участники бюджетного процесса и их полномочия.

Стадии бюджетного процесса.

1. Понятие бюджетного процесса, его назначение.

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Основные принципы организации бюджетного процесса:

единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

реальность планируемых бюджетных доходов;

гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;

соблюдение бюджетной классификации;

отражение в бюджете социально-экономической политики.

Основные задачи бюджетного процесса:

выявление материальных и финансовых резервов государства;

максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

максимально точный расчет расходов бюджетов;

обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами;

повышение эффективности контроля за финансовой деятельностью юридических и физических лиц.

Стратегия латания бюджетных дыр

Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Странные картины рождает современная путинская Россия. Например, «стратегия латания…». В нормальном случае эти понятия вообще никак не стыкуются. Либо стратегия, либо латание. Поскольку в стране стратегией не пахнет, то остается одно латание.

Страна испытывает бюджетный кризис. Цены на нефть упали примерно вдвое и казне перестало хватать доходов для исполнения всех обязательств. Если ещё несколько лет назад доходы федерального бюджета от нефти и газа превышали половину, то уже в прошлом году они достигли примерно 40% (рис. 1).

Рис. 1. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета

В этом году дефицит бюджета составит 3,66% ВВП, или 3,034 трлн. рублей. К концу года дефицит может взлететь и до 3,9% ВВП. В следующем году дефицит планируется в размере 2,745 трлн. рублей, или 3,2% ВВП. В этих обстоятельствах необходимо разобраться, какова стратегия преодоления сложившейся ситуации с бюджетным дефицитом. Таких стратегий может быть три. Это, во-первых, изыскание новых доходов вопреки сохранению стагнационных тенденций в экономике. Во-вторых — сокращение расходов бюджета. И, наконец, развитие налогооблагаемой базы для получения дополнительных источников в бюджет в виде новых производств. Ну, еще влезать в долги.

ИЗЫСКАНИЕ НОВЫХ ДОХОДОВ

Эта стратегия проста. Можно просто возложить на население и бизнес массу новых налогов и обязательных платежей. Что касается бизнеса, правительство пообещало не увеличивать его налоговую нагрузку до 2018 года. Формально этого и не происходит. Однако сам бизнес утверждает, что испытывает повышенное давление со стороны налоговых органов и вынужден отдавать государству все больше за счёт всевозможных неналоговых платежей. Показателен пример системы «Платон», из-за которой владельцы большегрузных автомобилей столкнулись с тройным налогообложением — топливным акцизом, транспортным налогом и самим «Платоном».

Давление на кошелёк простых граждан тоже растёт. Например, идет сбор (точнее сказать — поборы) на капитальный ремонт в так называемый «общий котёл», расходы из которого нельзя «пощупать». Полным ходом идёт переход на кадастровую стоимость в оценке недвижимости, в результате чего налоговая нагрузка увеличивается порой в разы. Ещё один пример: срок владения недвижимостью, после которого владелец освобождается от уплаты НДФЛ при её продаже, продлён с 3 лет до 5.

У правительства есть ещё один соблазн — набрать долгов. Особенно учитывая тот факт, что скоро может появиться способ занимать не только у бизнеса, но и у граждан. До конца года правительство рассмотрит возможность выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения. Невольно напрашивается аналогия с советскими облигациями внутреннего займа. Тогда, правда, во времена сталинских деформаций, можно было и серьезно пострадать, если не выкупишь этих «добровольных» облигаций. Но во времена путинских деформаций уже не так далеко до подобного остается.

Правительство пока что воздерживается от наращивания долгов. Ясно, что ненадолго. Правда в условиях мировой блокады России за рубежом особо и не позаимствуешь, как ранее. Планируется установить лимит на обслуживание госдолга в 0,8–1% ВВП. И это положительный момент, потому что безудержная распродажа государственных долговых обязательств может повлечь за собой долговую пирамиду и дефолт, как в 1998 году. Даже относительно умеренный долг может наносить существенный ущерб бюджету по причине необходимости его обслуживания. Кризисные явления в экономике снижают спрос на российские государственные облигации. Поэтому их доходность приходится устанавливать на высоком уровне. В результате образуется разница в доходности российских государственных облигаций и государственных облигаций западных стран. Если десятилетние бонды США дают доходность в 1,8–1,9%, то российские государственные облигации с примерно таким же сроком обращения обеспечивают уже 4,3–4,9% доходности. Если учесть то, что российские резервы в основном размещены в западных ценных бумагах, складывается поразительная картина. Деньги уходят из России за рубеж на одной только разнице в процентах. И это правителями за вывод капиталов из страны не признается.

НАЛОГОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

То и дело возникают предложения ввести новые налоги. Налоговое творчество законодателей не знает границ. Например, предлагается ввести так называемый «налог на тунеядство», подразумевающий выплату взносов на медицину неработающими гражданами в размере 20 тысяч рублей в год. Такой налог должен вроде как выводить работников из «тени». Только почему-то не учитывается тот факт, что «серая занятость» — это, как правило, сфера ответственности работодателя, а вовсе не работника. При существующем размахе «серой занятости» в России у последнего вообще часто нет выбора. Приходится либо соглашаться на зарплату в конверте, либо сидеть без работы. В итоге получается странная логика. Виноват работодатель, а отдуваться должен работник. Кроме того, нарушаются социальные гарантии государства — оно ведь по Конституции у нас социальное. А каким-то категориям граждан почему-то хотят отказать в медицинском обслуживании. Хороша социальность, формирующая в обществе «изгоев».

БРАТЬ С БОГАТЫХ ИЛИ С БЕДНЫХ?

Если верить Министерству труда, то количество безработных в России составляет около миллиона человек. Минтруд формирует данные на основе статистики региональных центров занятости. Если опираться на данные Росстата, который использует методологию Международной организации труда — то безработных более 4 млн. А вот по словам вице-премьера Ольги Голодец, более 25 млн. человек «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты», потому что официально трудоустроены и платят налоги и взносы в Пенсионный фонд только 48 млн. человек. Какая часть из 25 миллионов россиян не работает, а какая трудоустроена в теневом секторе, остаётся только гадать. Но даже если все эти 25 млн. человек будут платить государству 20 тыс. руб. ежегодно, доходы бюджетной системы увеличатся на полтриллиона рублей. А сколько бюджет мог бы получить от введения прогрессивной шкалы налогообложения? Расчёты показывают, что такая мера позволит выручить в бюджет по минимуму 4 трлн. руб. Иными словами, налог с богатых мог бы дать бюджету в восемь раз больше денег, чем побор с вынужденно «тунеядствующих» бедных россиян. Но почему-то введение прогрессивной шкалы НДФЛ не обсуждается. Возможно потому, что такая мера коснется как раз тех, кто решение и должен принять. Ну не бить же членам кооператива Озеро и их посланцам в Госдуме и т. д. по собственному карману.

Пока с бедных трясут последнюю копейку, богатые отсиживаются в стороне. Более того, олигархи успешно покидают российскую налоговую юрисдикцию. За последние годы примерно два десятка крупных бизнесменов расстались с российским налоговым резидентством. Последним это сделал Алишер Усманов. Тот самый Усманов, который ещё в 2014 году вернул свои крупные активы (дочерние активы «Мегафона» и «Металлоинвеста») в Россию в соответствии с законом о деофшоризации. Активы-то в России, а вот налоги с личных доходов Усманов теперь будет платить не в России, потому что в прошлом году он провёл в нашей стране менее 183 дней.

СОКРАЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Это интересно:  Статья 139 часть 2 ук рб

Сокращением расходов правительство занялось, как только начались проблемы с бюджетом. В 2013 году премьер-министр Медведев объявил о намерении правительства сократить расходы бюджета в 2014–2016 годах по 5% ежегодно и даже больше. В декабре 2014 года на фоне стремительного падения нефти президент Путин распорядился в 2015–2017 годах ежегодно сокращать расходы федерального бюджета не менее чем на 5% в реальном выражении. В 2015 году прямо посреди года вносились серьёзные коррективы в бюджет. В 2016 году расходы бюджета в реальном выражении должны были сократиться относительно предыдущего года. Однако настолько порезать не смогли, и недавно всё-таки решили увеличить расходы с запланированных 16,098 трлн. рублей до 16,402 трлн. рублей. Но дальше всё равно будет секвестр. Согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики» в ближайшие три года расходы федерального бюджета планируется сократить и в реальном, и в номинальном виде относительно уровня 2016 года.

РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ

Самым лучшим способом получения дополнительных денег в бюджет было бы создание новой налогооблагаемой базы — то есть учреждение новых предприятий, строительство фабрик и заводов. Но для этого должен работать инвестиционный механизм. Его не могли нормально запустить даже в благополучные годы. А теперь инвестиции падают стремительно и неумолимо (рис. 2).

Рис. 2. Темпы роста инвестиций в основной капитал в России в 2015 году, к предыдущему месяцу с исключением сезонного фактора

К тому же инвестиции — процесс длительный. Они окупаются постепенно и не сразу. Если вдруг правительству и удастся сейчас нарастить инвестиции (что при сохранении нынешней экономической политики маловероятно), то отклик наступит лишь через несколько лет. Время для продуктивных инвестиций в прошлом упущено. А дыру в бюджете надо латать уже сейчас.

Получается, что основная стратегия преодоления дефицита складывается из двух слагаемых: увеличения налоговой нагрузки и сокращения расходов бюджета. Восполнение потерянной налоговой базы за счёт развития остаётся лишь на уровне риторики официальных лиц.

newinspire

Понятие, принципы и этапы исполнения бюджета

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета .

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы :

• единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

• обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете. Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план, в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов .

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями, которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств.

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, rusrand.ru, newinspire.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector