+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Способы реализации конституционных прав свобод и обязанностей

Практика реализации основных прав, свобод и обязанностей знает немало способов объективирования содержащихся в них потенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способов практически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивида происходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выбора соответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения к религии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основе использования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.

Естественная потребность каждого человека во власти реализуется через участие избирателей в выборах органов государственной и муниципальной власти, через активное поведение участников референдума во время проведения всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; в соучастии в организации и проведении таких массовых публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия. Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своем намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективы демократизации и развития свободы.

Широко распространенным способом реализации конституционных прав и свобод является развитие способностей индивида посредством материализации возможностей, заключенных в нормах, составляющих конституционный статус личности. Данный статус является первичным, ис-ходным, все остальные социальные статусы лишь дополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности = конституционный статус личности.

Так, реализуя конституционное право на образование, индивид получает специальные научные знания, приобретает практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Исключительно широкое распространение имеет такой способ практической реализации основных прав, свобод и обязанностей, как приобретение и приумножение личностью материальных и духовных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых для полноценного существования и развития, человек получает на основе использования тех возможностей, которые заложены в базовых нормах Основного Закона, и в частности в ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях Конституции РФ. То есть через реализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила и принципы действия в сфере отношений собственности, свободного духовного развития и цивилизованного образа жизни. В условиях становления и утверждения в нашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способ реализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями и их динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основе практической реализации конституционных прав идет процесс освоения таких ценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра и справедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичной власти посредством свободных демократических выборов.

Реализация и защита конституционных прав и свобод в Российской Федерации

Закрепление в Конституции Российской Федерации прав человека и гражданина теряет всякий смысл, в случае отсутствия механизмов их реализации и защиты.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1; это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). М., 2007..

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии — это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.

М.В. Баглай указывает, что Конституция России содержит специальные статьи (ст. 46-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2002..

Это интересно:  Совместный счет в банке как открыть

I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 Конституции.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. В гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Обращение возможно в Комитеты ООН или Европейский Суд по правам человека. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.

II. Конституционные гарантии правосудия

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепила не только права и свободы человека и гражданина, но также и гарантии их реализации и защиты, в результате чего закрепленные права носят не только декларативный характер, но и могут быть реально осуществлены.

Тема 10. Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита

Определение понятий категорий «право», «свобода», «обязанность».Юридические свойства основных прав, свобод и обязанностей. Понятие и соотношения «права человека» и «права гражданина».

Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы: понятие, система и характеристика. Право на жизнь. Право на охрану государством достоинства личности. Право на свободу и неприкосновенность личности. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Право граждан свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства. Право въезда и выезда за пределы Российской Федерации. Свобода совести. Свобода мысли и слова. Свобода информации.

Политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие, характеристика. Право принимать участие в управлении государством, избирательные права. Право на участие в референдуме. Право участвовать в отправлении правосудия. Право равного доступа к государственной службе. Право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Право на объединение. Право на обращения.

Экономические права и свободы человека. Понятие и система экономических прав и свобод личности. Свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право частной собственности. Недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда. Право собственности на землю. Право наследования.

Социальные права и свободы человека. Понятие и система социальных прав. Свобода труда. Право на справедливые и благоприятные условия труда. Право на защиту от безработицы. Право на равную оплату за равный труд. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Право на отдых. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Право на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Право на защиту материнства, детства, семьи, инвалидов. Право на образование.

Это интересно:  Лишение водительских прав за алкоголь

Культурные права и свободы человека и гражданина. Понятие и содержание культурных прав. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Общая характеристика обязанностей гражданина. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Уважение прав и свобод других лиц. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Получение основного общего образования. Забота о памятниках истории и культуры. Уплата налогов и сборов. Сохранение природы и окружающей среды. Защита Отечества. Обязанность военной службы. Альтернативная гражданская служба.

Конституционно-правовые гарантии осуществления основных прав и свобод, исполнения обязанностей человека и гражданина. Реализация и защита прав и свобод человека и гражданина. Общие гарантии прав человека. Защита прав и свобод — обязанность государ­ства. Президент России — гарант прав и свобод человека в Российской Федерации.

Институт Уполномоченного по правам человека. Самозащита прав и свобод, ее способы. Судебная защита прав человека.

Конституционные гарантии правосудия: гарантии подсудности; право на юридическую помощь; презумпция невиновности; запрет повторного осуждения; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора; гарантии от самообвинения; права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью; запрет обратной силы закона.

Предлагается работа с текстом Конституции РФ 1993г, российским законодательством и международными актами, закрепляющими права и свободы человека и механизмы их защиты.

Цель – активизировать внимание студентов, развитие навыков анализа действующих правых нормы.

Время – в течение лекции.

Раздел V. Федеративное устройство России

Тема 11. Государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма

Понятие и формы государственного устройства. Федерация как форма государственного устройства: понятие, виды. Основные этапы развития государственного устройства России. Конституционно-правовая природа Российской Федерации. Асимметричность Российской Федерации. Тенденции развития современного российского федерализма.

Основные положения федеративного устройства современной России. Содержание и правовое закрепление современного российского федерализма.

Административно-территориальное деление в Российской Федерации, его понятие и принципы. Виды административно-территориаль­ных единиц.

Автономия в России. Национально-культурная автономиякак экстерриториальный способ разрешения национального вопроса: понятие, система, порядок учреждения и регистрации.

Принципы федеративного устройства России. Национально-территориальный и территориальный принципы построения Российской Федерации. Государственная целостность Российской Федерации. Единство системы государственной власти Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Равноправие и самОПределение народов Российской Федерации. Равноправие субъектов Российской Федерации.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу.

Предлагается работа с текстом Конституции РФ 1993г., ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Цель – активизировать внимание студентов, развитие навыков анализа действующих правых нормы.

§ 6. Реализация конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина и человека в Российской Федерации

В статье 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы гражданина и человека являются непосредственно дей­ствующими.

Первым таким способом является реализация в рамках самого конституционного статуса, то есть без дополнительной их конкретиза­ции и, более того, их реализация не связана с личным трудовым вкладом человека. Например, пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) и др.

Второй способ — реализация основных прав, свобод и обязанно­стей путем конкретизации, когда объектами соответствующих прав яв­ляются такие блага, практическое использование которых ставится в прямую зависимость от тех или иных условий и обстоятельств, имею­щих юридическое значение — достижение определенного возраста, личный трудовой вклад, состояние здоровья и др. Так, например, конституционное право на материальное обеспечение может быть реализовано лишь в стро­го установленных самой Конституцией случаях: возраст, болезнь, инвалид­ность, потеря кормильца, воспитание детей и в иных случаях, установлен­ных законом.

Завершает данный способ реализации «доведение» конституци­онного статуса до конкретной жизненной ситуации, то есть до необходи­мости оформить требуемые документы. А это означает, что реализация конкретного конституционного права обеспечивается нормами того или иного отраслевого законодательства, призванного создать простые, удоб­ные и эффективные процедурно-правовые правила реализации конститу­ционных прав, свобод и обязанностей, их защиты в административном и судебном порядке.

Третий способ реализации конституционных прав, свобод и обя­занностей обычно относят к гарантиям их осуществления.

Под гарантиями основных прав, свобод и обязанностей следует по­нимать те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую ре­ализацию и охрану для каждого гражданина и человека. Иначе говоря, га­рантии — это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав, свобод и обязанностей.

Правовые гарантии занимают особое место в ряду гарантий консти­туционных прав, свобод и обязанностей, что прямо подчеркивается в ча­сти 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации га­рантируется».

Юридические (правые) гарантии — это закрепленные в законода­тельстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану прав и свобод гражданина и человека. К числу юри­дических гарантий следует отнести:

во-первых, законодательство и другие нормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, в которых устанавливаются условия и средства осуществления конкретных основных прав, свобод и обязанностей;

во-вторых, применение правовых норм в деятельности государствен­ных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, отдель­ных общественных объединений (например, профсоюзов), самих граждан.

Юридические гарантии конституционных прав, свобод и обязанно­стей закреплены в Конституции Российской Федерации. К их числу Конституция Российской Федерации относит:

Это интересно:  Снилс для новорожденного как получить

право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции);

право на судебную защиту своих прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции);

право на юридическую помощь (ст. 48 Конституции); право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (ста­тьях 49, 50, части 1 статьи 51, части 1 статьи 54 и части 3 статьи 15 Конституции);

право на возмещение вреда (ст. 53 Конституции); право на обращение в международные органы по защите прав чело­века и гражданина (часть 3 статьи 46 Конституции), то есть в такие органы, как Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.

Уполномоченный по правам человека. Учреждение данного органа предусмотрено пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Россий­ской Федерации.

С конца XIX века в Скандинавии, а затем и в других странах, была введена должность народного представителя или, как его называют сейчас, «омбудсмена». Эта служба призвана защищать права человека прежде всего перед государством в лице его конкретного чиновника или целого ведомства. Должность «омбудсмена» не конкурирует ни с судом, ни с про­куратурой. Основной принцип этого института — поиск мирных решений в спорах между гражданином и государством, постепенная выработка до­верительных отношений между ними и, соответственно, повышение авто­ритета власти, созданной для гарантий прав человека.

В Российской Федерации правовое положение Уполномоченного по правам человека определено Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека».

В статье 1 Федерального конституционного закона сказано, что долж­ность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспе­чения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблю­дения и уважения государственными органами, органами местного само­управления и должностными лицами.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гра­жданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложе­ния о кандидатуре на должность Уполномоченного могут вноситься в Го­сударственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Госу­дарственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего чис­ла депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступле­нии в должность Уполномоченный приносит присягу на заседания Госу­дарственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с мо­мента принесения присяги.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, счи­тая с момента принесения присяги. Одно и то же лицо не может быть на­значено на должность Уполномоченного более чем два срока подряд.

Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподава­тельской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не праве заниматься политической деятельностью, быть членом политиче­ской партии или иного общественного объединения, преследующего поли­тические цели.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течении всего срока его полномочий.

Основным направлением деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гра­жданства на решения или действия (бездействия) государственных орга­нов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государствен- 190 ных служащих. При проведении проверок он вправе запрашивать все све­дения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать соответствующие объяснения; проводить самостоятельные про­верки деятельности государственных органов; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе об­ращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решени­ями или действиями государственных органов; обратиться в суд или про­куратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приго­вора суда. Эти и другие полномочия Уполномоченного закреплены ст.ст. 23, 29 и др. Федерального конституционного закона.

Государственный орган, орган местного самоуправления или долж­ностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых ме­рах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

В случае грубого или массового нарушения предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и граждани­на, Уполномоченный вправе:

во-первых, выступать с докладом на очередном заседании Государ­ственной Думы;

во-вторых, обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоя­тельств, которые послужили основанием для проведения парламентского расследования;

в-третьих, обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и сво­бод граждан.

При этом Уполномоченный вправе принимать участие в работе пар­ламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послу­жившим основанием для проведения парламентского расследования, а так­же и в проводимых парламентских слушаниях.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установ­ленных Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятство­вание деятельности Уполномоченного в иной форме, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч ру­блей (статья 17.2 Кодекса об административных правонарушениях).

Ежегодные доклады Уполномоченного по итогам своей деятельности подлежат обязательному официальному опубликованию.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, mylektsii.ru, all-sci.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector