8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Экологические правоотношения могут возникнуть между

Понятие и виды экологических правоотношений

Экологическое правоотношение — это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

  • они складываются на основе норм экологического права;
  • субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;
  • носят сознательно-волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;
  • гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенных правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Федерального закона Об охране окружающей среды» о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные экологические правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены. К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой — предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы — физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность — это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности. Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа — отдельные природные объекты и ресурсы — земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право — это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц).

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Это интересно:  Правила хранения охотничьего оружия и боеприпасов 2020

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления — землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Экологические правоотношения

1.) урегулированные правовыми нормами и возникшие на основе правовых норм общественные отношения по поводу использования ПР. и охраны ОПСр.

2.) Возникшая на основе и урегулированная правовыми нормами связь между субъектами по поводу природопользования и охраны ОПСр и опосредованная правами и обязанностями.

Структура экологического правоотношения:

1. Объект – то по поводу чего складываются общественные отношения (связь между объектами)

  • Фонды природных ресурсов совокупность ПР того или иного вида на той или иной территории (земельный фонд, фонд недр, водный фонд, лесной фонд, фаунистический фонд, фонд особо охраняемых ресурсов = природозаповедный).
  • Природные объекты в целом или их часть (вода, атмосферный воздух, животный мир …)
  • Участок ОПСрлибо ПР (участок земли, участок недр, участок лесного фонда).

Участок окружающей природной среды – часть природной среды либо природного объекта, имеющий фиксированные границы, местоположение, количественные, качественные характеристики и юридическое оформление.

2. Субъекты — участники правоотношений наделенные юридическими правами и обязанностями.

  • Физические лица (индивидуумы) граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Правоспособность физических лиц возникает с момента их рождения. Дееспособность – способность лица осуществлять права и нести обязанности (по достижению совершеннолетия, 18 лет). Деликтоспособность — способность лица нести обязанности.
  • Юридические лица организации, которые зарегистрированы в едином реестре юридических лиц
  • Российская федерация в лице уполномоченных
  • Субъекты РФ органов только в правоотношениях
  • Муниципальные образования собственности на ПР

3. Содержание – совокупность юридических прав и обязанностей.

Юридическое (субъективное) право – мера возможного поведения субъектов правоотношений.

Юридическая (субъективная) обязанность— мера должного поведения субъектов правоотношений. Активное поведение выражается в действиях, а пассивное – в бездействии.

Основание возникновения или прекращения правоотношения – совокупность юридических фактов, фактов реальной действительности, с которыми правовая норма связывает возникновение или прекращение прав и обязанностей. Юридические факты это события и действия.

Можно утверждать, что вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны ОПСр, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную ОПСр, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния ОПСр. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования подразделяются на основные и иные права в области ОПСр.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В РФ они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961)). Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную ОПСр, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Перечень прав дается в гл.2 Конституции РФ. Основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны ОПСр, установленные в законах и иных нормативных правовых актах РФ и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПСр (Закон РСФСР «ОБ охране ОПСр), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (Лесной кодекс РФ). Выделение в предлагаемой классификации категории «иных экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной классификацией, экологические права могут быть подразделены по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологического права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большой или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Это интересно:  Забыл дома права что грозит 2020

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны ОПСр, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование. С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого, сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (ОПСр) в процессе жизнедеятельности в разных качествах – как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и, прежде всего обязанность сохранять природу и ОПСр возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на ОПСр. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния ОПСр в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной ОПСр. Эту обязанность можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на ОПСр и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие, адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охране ОПСр является проявлением культуры общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе – моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений. Конституционные обязанности сохранять природу и ОПСр и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Ст.12 Закона «Об охране ОПСр» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране ОПСр, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества ОПСр, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Наиболее полно обязанности по охране природы и бережному использованию природных богатств граждан как природопользователей определены в природоресурсном законодательстве.

Так, в соответствии со ст.53 Земельного кодекса РСФСР собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ст. 100 и 101 Кодекса.

Обязанности лесопользователей определены ст.82 Лесного кодекса РФ. Обязанности пользователей недр предусмотрены в ст.22 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». Обязанности водопользователей установлены ст.92 Водного кодекса РФ, а животного мира – Федеральным законом «О животном мире».

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Ответственность – это:

1) обязанность лица виновного в совершении правонарушения понести меры государственного принуждения личного или имущественного характера.

2) Правовой институт: система правовых норм, устанавливающих условия, основания и меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю

3) Возникшее на основе и урегулированное правовыми нормами правоотношение между правонарушителем и органами государственной власти по поводу мер государственного принуждения.

1. Как правовой институт имеет межотраслевой характер: условия и снования ответственности предусмотрены как в нормах экологического права, так и иных отраслей (административного, уголовного, гражданского и трудового), а меры (санкции) только в нормах административного, уголовного, гражданского и трудового.

2. При применении ответственности за экологические правонарушения следует учитывать экологические взаимосвязи между составными компонентами ОПСр.

3. Следует учитывать, что наступление вредных последствий в ОПСр в большинстве случаев отдалено во времени от факта совершенного противоправного деяния.

  • Стимулирующая к соблюдению норм права окружающей среды;
  • Компенсационная направлена на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
  • Превентивная обеспечивает предупреждение новых правонарушений;
  • Карательная заключается в наказании лица виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение (ст.81 Закона «Об охране ОПСр») – противоправное, как правило, виновное действие или бездействие (деяние) совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушения права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на:

Проступки менее общественно опасные. По видам санкций делятся на: дисциплинарные, материальные, административные, гражданско-правовые.

Уголовные преступления общественно опасные экологические правонарушения, которые посягают на установленный в РФ экологический правопорядок. Санкции наиболее серьезные (лишение свободы сроком более 10 лет, смертная казнь).

Экологическое правонарушение является основанием для применения мер государственного принуждения к правонарушителю. Составы экологических правонарушений предусмотрены как экологическим законодательством, так и административным, уголовным, гражданским и трудовым правом.

Структура состава экологического правонарушения:

Без какого-либо элемента состава нет правонарушения (по общему правилу), т.е. нет основания для применения мер государственного принуждения.

1. Объект экологического правонарушения – то на что посягает правонарушитель, это общественные отношения по поводу ОПСр в целом и ее отдельных компонентов, регулируемых и охраняемых нормами права. Они касаются собственности на ПР, природопользования, охраны ОПСр от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

2. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушение. Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и виновные работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические, должностные лица и граждане. Административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

3. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

  • Противоправность поведения;
  • Причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных интересов субъектов экологического права.
  • Причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

4. Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Вина – психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы на опушке леса, т.е. в неустановленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно-вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Виды ответственности за экологические правонарушения:

1) Должностные лица и граждане несут материальную, дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

2) Юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность.

3) Альтернативными видами ответственности (либо…либо) за одно правонарушение является административная или уголовная ответственность.

Право, теория и понятие права

Экологические правоотношения — это разновидность обществен­ных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия че­ловека и природы и регулируются нормами экологического права.
Экологические правоотношения возникают на основании юри­дических фактов. При этом в области экологии факты класси­фицируют на события и действия.

Это интересно:  Правила выдачи расчетных листков по зарплате 2020

Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, на­воднение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-­правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда со­бытие выступает как чисто природное явление, зачастую оно явля­ется следствием непродуманной деятельности человека.
Действие отражает поступок человека (это наиболее распростра­ненное основание возникновения экологических правоотноше­ний). Различают позитивные и негативные действия (поступки).
Позитивное поведение человека как участника экологического пра­воотношения означает соблюдение требований экологических пре­дписаний.
Негативное экологическое правоотношение подразумевает причине­ние вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридиче­ские факты определяют экологические правонарушения. Негатив­ные экологические правоотношения формируют институт эколого­-правовой ответственности.
Основания для прекращения экологических правоотношений
условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.
Вторую группу составляют основания, инициаторами которых яв­ляются государственные органы, уполномоченные на охрану ок­ружающей природной среды. К ним относятся, в частности:
изъятие природного ресурса;
лишение права пользования в связи с нарушением закона, не­рациональным использованием природного ресурса.

Поводом для такого решения может стать неосвоенпе природного ресурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты на­логов и других законных платежей; нарушение природ о пользова­телем договорных обязательств.
Экологическое правоотношение может быть прекращено по реше­нию органа, осуществляющего функции государственного эколо­гического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномо­ченных органов.
Прекращение права природопользования может быть обусловлено протестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действую­щего законодательства о порядке использования и охраны при­родной среды.
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности его участников по использованию и охране природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

Экологические правоотношения

Экологические правоотношения — это урегулированные правом общественные отношения. которые возникают между физическими и юридическими лицами и объектами природы на основе правовых норм.

Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется, достигая поставленных целей.

Экологические правоотношения являются правовой формой экологических отношений. И если в экологических отношениях стороны свободны в выборе вариантов своего поведения, то в экологических правоотношениях эти варианты ограничены и строго регламентированы законом.

Например, граждане обладают неограниченным правом общего природопользования в лесах (отдых, сбор ягод и грибов и др.) Однако, когда интересы экологической и противопожарной безопасности в этих лесах требуют введения специальных правил, то граждане, становясь субъектами экологических правоотношений, получают ограничения (сбор ягод в определенное время и в определенных местах, обязанности соблюдения противопожарных правил и др.).

Если экологические отношения могут возникнуть при любых условиях, то экологические правоотношения не могут возникнуть иначе, как на основе и во исполнения правовых норм, устанавливающих определенные правила поведения сторон экологических отношений. Например, если общее лесопользование, осуществляемое гражданами путем сбора дикорастущих ягод, грибов, орехов без применения технических средств может осуществляться ими в любое время и по своему усмотрению, то специальное лесопользование с применением таких средств — только после реализации правовых норм о приобретении лицензии на такие виды лесопользования.

Каждое экологическое правоотношение имеет свою структуру и основания возникновения, изменения и прекращения Структура правоотношений включает субъекты и объекты.

Субъекты экологических правоотношений:

  • -граждане Республики Беларусь
  • -иностранные граждане
  • -лица без гражданства
  • -Республика Беларусь
  • -юридические лица Республики Беларусь
  • -административно-территориальные единицы Республики Беларусь, области, города, районы, сельские населенные пункты и т.п.
  • -иностранные и международные юридические лица
  • -иностранные государства

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях определяется их экологической правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность иметь юридические права и нести такого рода обязанности. Она возникает с момента рождения физического лица или образования юридического лица и прекращается со смертью физического лица или ликвидацией юридического лица.

Экологическая дееспособность — признаваемая нормами права способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности в экологических правоотношениях.

В экологических правоотношениях могут участвовать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Не могут участвовать в экологических правоотношениях: малолетние (до 14 лет), недееспособные (признанные судом вследствие душевной болезни или слабоумия), юридические лица, прекратившие свое существование.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды (не имеют права на покупку земельных участков на праве частной собственности).

Правоспособность и дееспособность юридических лиц определяется теми целями и задачами, ради достижения которых они создаются и функционируют.

Особым субъектом экологических правоотношений является Республика Беларусь. Будучи собственником всех природных объектов, она выступает обязательным субъектом во всех правоотношениях, связанных с использованием и охраной окружающей среды., в том числи и международных экологических отношениях.

Объекты экологических правоотношений.

Под объектом экологических правоотношений понимается то, на что воздействует правоотношение.

Согласно ст. 5 Закона РБ «Об охране окружающей среды» объектами отношений являются:

  • -земля (включая почвы)
  • -недра
  • -поверхностные и подземные воды
  • -атмосферный воздух
  • -озоновый слой
  • -околоземное космическое пространство
  • -леса
  • -растительный и животный мир в его видовом разнообразии
  • -особо охраняемые природные территории
  • -типичные и редкие природные ландшафты
  • -климат
  • -естественные экологические системы
  • -иные природные объекты
  • -право природопользование

Природный объект — естественная экологическая система и природный ландшафт, составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства.

Компоненты природной среды — земля, недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.

Объектом правоотношений может быть только тот предмет природы, который находится в естественном состоянии.

Окружающей человека средой признается та часть природной среды, которая преобразуется в результате хозяйственной или иной деятельности, состоящая из совокупных естественных, модифицированных и трансформированных экологических систем.

Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих правоотношений.

Выделяют два вида оснований: материальные (общие) и юридические (специальные).

К материальным основаниям относятся:

  • -объект правоотношений, т.е. то, по поводу чего люди вступают в юридические связи между собой в процессе природопользования и охраны окружающей среды;
  • -субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоотношение;
  • -фактическое поведение участников этих правоотношений.

К юридическим основаниям относятся:

  • -нормы экологического права;
  • -юридические факты.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений. Они могут быть: правообразующие (заключение договора аренды), правоизменяющие (оформление права собственности на землю), правопрекращающие (изьятие природного объекта из-за нерационального использования).

По целевой направленности юридические факты делятся на сделки и юридические акты.

Сделка — это правомерное поведение субъекта экологического правоотношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон ( купля-продажа земельного участка, обмен, залог таких участков).

Юридические акты — это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных объектов в пользование, аренду или изъятие их из неправомерного владения.

В зависимости от природных объектов экологические правоотношения можно подразделить на следующие виды: земельные, водные, лесные, воздухоохранные, правоотношения в сфере использования и охраны животного и растительного мира, недр (горные).

В зависимости от функций экологического управления экологические правоотношения могут быть:

  • -правоотношения, связанные с планированием и реализацией прогнозов и программ природопользования и охраны окружающей среды;
  • -правоотношения в области нормирования, стандартизации, экологической сертификации, лицензирования, природопользования и природоохраны;
  • -правоотношения в сфере экологического контроля;
  • -правоотношения, возникающие в процессе осуществления экологической экспертизы;
  • -правоотношения, связанные с установлением и реализацией требовании в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, ликвидации зданий и сооружений;
  • -правоотношения, возникающие в процессе привлечения нарушителей к юридической ответственности, разрешения экологических споров;
  • -правоотношения в сфере международного экологического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами.

Статья написана по материалам сайтов: ekologyprom.ru, partnerstvo.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector